Меню

Должны ли ставить счетчики муниципальным квартирам

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

Читайте также:  Сцинтилляционные счетчики история создания

К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Запомнить

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

Источник

Бесплатная установка счетчиков воды в 2020 году

Не все пользователи знают, что законодательно закреплена бесплатная установка счетчиков воды в муниципальной квартире. Неграмотность граждан используют коммунальщики. Они требуют оплаты услуг с тех, кому обязаны предоставлять их на безвозмездной основе (за свои средства).

Бесплатная установка счетчиков на воду полагается льготным категориям граждан. Таковое право записано в постановлениях Правительства РФ и региональных нормативных актах.

Законодательство

Использование приборов учета — это обязанность получателя услуг, экономящая его собственные средства. Порядок установки таковых регулируется следующими Постановлениями Правительства РФ:

  • № 776 описывает правила использования населением воды, а также организацию ее стоков;
  • № 306 регулирует порядок формирования тарифов.
Читайте также:  Счетчик компьютера для интернета

Скачать для просмотра и печати:

Величина оплаты за потребляемую воду для конкретных потребителей формируется таким образом:

  • окончательный размер устанавливается предприятием-поставщиком услуги;
  • коммунальщики при определении оптимальной цены опираются на такие данные:
    • собственные расходы на доставку воды и ее отвод;
    • рекомендуемые нормы, приведенные в акте регионального уровня;
  • последний принимается властями на основании Постановления Правительства РФ № 306.

Такой сложный механизм создан для того, чтобы учесть все нюансы территории огромной и сложной страны. В каждом регионе на коммунальную сферу влияют разнообразные факторы:

  • климатические;
  • географические;
  • экономические.

Например, Республика Крым постоянно сталкивается с дефицитом питьевого ресурса. Поэтому тарифы в регионах полуострова выше, чем в центральной части России, обеспеченной водой в большем объеме.

Общий порядок установки прибора учета

Обязанность по инициированию работы счетчика возложена на потребителя питьевого ресурса. Тем более что это ему реально выгодно. Поэтому гражданин должен выполнить такие действия:

  • приобрести счетчик;
  • зарегистрировать его у поставщика услуги;
  • обеспечить установку прибора согласно схеме (план выдадут коммунальщики);
  • подать заявление о регистрации оборудования;
  • обеспечить доступ к счетчику для проверки правильности подсоединения и опломбирования;
  • регулярно направлять прибор на поверку.

Внимание: в общем порядке монтирование оборудования может производиться:

  • предприятием-поставщиком;
  • иным агентом, имеющим право на выполнение соответствующих работ;
  • самостоятельно.

От выбора метода монтирования прибора зависят окончательные затраты человека. Здесь возникает ряд проблем финансового характера:

  1. Управляющие компании зачастую рекомендуют воспользоваться услугами своего или привлеченного специалиста. Они не желают терять деньги. Хотя на законодательном уровне нет запрета на установку счетчика своими руками. Главное, чтобы все было выполнено согласно техническому регламенту;
  2. Работу специалиста человек обязан оплатить. Если монтированием занимается контрагент управляющей компании, то составляется трехсторонний договор. Естественно, конечная стоимость работ повышается.

Для сведения: льготникам прибор устанавливается за средства поставщика воды. Эти затраты на практике включены в стоимость договора с обычными гражданами, как и потери воды в тариф.

Кто имеет льготы

Бесплатно прибор учета воды, в зависимости от действующих в регионе проживания граждан льгот, могут монтировать таким категориям пользователей:

  • малоимущим;
  • участникам Великой Отечественной войны всех категорий;
  • труженикам тыла;
  • реабилитированным;
  • вдовам участников ВОВ;
  • инвалидам 1 и 2 группы, в том числе семействам, воспитывающим ребенка с ограничениями по здоровью;
  • съемщикам муниципальных квартир.

Подсказка: принадлежность к льготной группе необходимо доказать документально. Для этого к заявлению на установку учетной аппаратуры прикладывается копия соответствующего документа.

Кроме того, регионы самостоятельно предоставляют привилегии гражданам на подведомственной территории. В некоторых субъектах федерации право на безвозмездное предоставление описываемой услуги предоставлено пенсионерам по возрасту, многодетным и иным. К примеру, в Москве денег за установку водомера не берут с получателей жилищных субсидий.

Подробнее о тратах и льготах

Когда речь идет о преференции на монтирование водомера, то нужно понимать следующее:

  • управляющая компания обязана не брать средства только за установку;
  • сам прибор придется купить льготнику (от 850,0 до 2 500,0 руб.).

Подсказка: выставлять счет за опломбирование прибора компания-поставщик не имеет права. По закону данное мероприятие является ее обязанностью и проводится бесплатно.

Какие документы собирать

Для того чтобы использовать водомер, прибор необходимо зарегистрировать в управляющей компании. Процесс связан с передачей поставщику копий ряда документов (все первые экземпляры остаются у пользователя). Перечень таков:

  • паспорт собственника (нанимателя) жилья;
  • документ, подтверждающий право:
    • собственности на помещение;
    • социального найма;
  • паспорт на прибор (является частью комплектации);
  • документ, подтверждающий наличие льгот.

В ходе работы по установке готовится еще ряд бумаг:

  • договор об установке;
  • технические условия;
  • акт о вводе в эксплуатацию.

Внимание: иногда перечень расширяется. Например, некоторые компании требуют сертификат соответствия.

Заявление

Обращение по поводу ввода устройства в эксплуатацию подается после проведения всех предварительных мероприятий. Формы оно не имеет. В документе необходимо указывать такие данные:

  • о заявителе (собственнике, основном квартиросъемщике):
    • Ф.И.О.;
    • адрес проживания — установки водомера;
    • контактный телефон;
  • назначение помещения (жилое, промышленное, другое);
  • вероятная нагрузка.

Скачать образец заполнения заявки Подсказка: заявление пишет человек, на которого оформлен лицевой счет. В случае необходимости данные меняются на основании документов о смене владельца или квартиросъемщика.

Когда можно обойтись без водомера и чем это грозит

Прибор учета разрешено не монтировать в таких помещениях:

  • аварийное;
  • ветхое или под снос;
  • оснащенное нестандартной системой водоснабжения, не позволяющей установить механизм учета;
  • признанное «зданием с небольшим потреблением электроэнергии».

При отсутствии водомера холодного или горячего водоснабжения начисление ежемесячной оплаты осуществляется в пределах норм потребления. Данные показатели утверждаются нормативными актами регионального уровня. При этом специалисты основываются на санитарных нормативах потребления воды. Таковой фактор приводит к тому, что плата завышается.

Читайте также:  Газовые счетчики с боковым подводом

К примеру, по нормам Республики Крым в помещении, оборудованном душевой кабинкой, один житель ежемесячно потребляет до 11 кубов воды. В реальности столько оплачивает семейство из трех человек, использующее прибор учета.

Вывод: правило об обеспечении каждого квартиросъемщика прибором учета поставляемой услуги предназначено для справедливого назначения оплаты. Фактически оно выгодно гражданам.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Источник

Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?

Здравствуйте. У нас не приватизированная квартира.Ее получил отец от завода 30 лет назад.Имеется ордер на квартиру.В квартире прописано 5 человек,по факту проживает меньше и т.к. нет счетчиков на воду,то платим по общим тарифам.Сейчас оплата прибавилась и это существенно бьет по нашему бюджету.Решили поставить счетчики,но узнали от старшего по дому,что нам их должны установить бесплатно,т.к. квартира является муниципальной.Завод уже несколько раз перепродавали,сейчас он попал в частные руки и уже не выступает в качестве муниципалитета,получается что его функции выполняет ЖКУ.Но там нам сказали,что нет такого закона на установку бесплатно.Хотя я знаю случаи когда не просто установка была бесплатной,но и сами счетчики закупали ЖКУ и приходили устанавливали.

Хотелось бы уточнить,правомерен ли отказ сотрудниками ЖКУ? На какой закон опираться и к кому обращаться?Заранее огромное спасибо за ответ.

Ответы юристов ( 1 )

Вы спрашиваете: «Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?»

Проблема у Вас усложнена тем, что между Вами и муниципальным органом нет договора жилищного найма. У Вас ордер на квартиру, а ордера не выдаются с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ (с декабря 2004 года). Вопрос об установке прибора учета подачи воды решен Постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2013 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ВОДЫ, СТОЧНЫХ ВОД», но вопрос о расходах на установку такого прибора должен решаться договором между наймодателем и нанимателем. У Вас такого договора нет. В этом случае нужно исходить из того, что любые изменения условий проживания в жилище, в том числе изменение сетей подачи воды, газа, электроэнергии и пр, осуществляются собственником жилья или нанимателем по согласованию с собственником. Наем жилья Вы оплачиваете и потому собственник обязан нести расходы по совершенствованию условий жизни наемника. Специального нормативного акта, обязывающего наймодателя или наемника нести расходы на установку или замене, или ремонта прибора учета воды, нет. Повторю: это должно быть предусмотрено договором социального найма.

Ордер выдали 30 лет назад,что было в 2004 году меня мало интересует.И в моем вопросе нигде не говорится,что нет договора.Договор с муниципальным органом у нас есть.

Источник



Должны ли ставить счетчики муниципальным квартирам

Кто должен устанавливать счетчики на воду в муниципальной квартире? Если я сделаю это сама, вернут ли мне деньги?

Установка счетчиков в муниципальной квартире возлагается на собственника, то есть на муниципалитет.

  • § Ст. 676 Гражданского кодекса РФ
  • § Ст. 65 Жилищного кодекса РФ

В законодательстве об энергоэффективности также четко указано, что именно собственники обязаны обеспечить оснащение своего жилья приборами учета.

  • § П. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Но в договоре социального найма обязанность по установке приборов учета может быть возложена на нанимателя квартиры. В этом случае вам придется оплачивать эти работы самостоятельно.

Если же в договоре такого положения нет, вы имеете право требовать установки счетчика за счет муниципалитета. Для начала подайте письменное заявление в администрацию. В нем изложите просьбу по установке прибора учета, сошлитесь на указанные выше нормы (если счетчик будет установлен за ваш счет, приложите копии документов, подтверждающих все ваши затраты). Обязательно сохраните себе второй экземпляр заявления. На нем в администрации вам должны поставить отметку о принятии. Нередко такие вопросы удается решить и без суда, после подачи письменного заявления. Но если администрация не отреагирует, обращайтесь в суд. По всей стране очень много успешной судебной практики по таким вопросам.

Источник