Меню

Как развести провода от домашнего кинотеатра

Как подключить домашний кинотеатр

Современная бытовая техника обладает широким набором функций и часто устроена достаточно сложно. Например, чтобы разобраться, как подключить домашний кинотеатр к телевизору иногда приходится потратить немало сил и времени. В этой статье постараемся подробно разобрать, какие существуют варианты подключения.

Внимание! Все операции по подключению можно выполнять только при отключенной от сети аппаратуре. Не вставляйте вилки в розетки, а если вставили – обязательно выньте!

Как правильно подключить домашний кинотеатр

Наиболее сложно подключить к телевизору домашний кинотеатр, который состоит из трех блоков: AV-ресивера, CD-проигрывателя и DVD-плеера. Если еще и все колонки подключаются при помощи проводов, то легко можно запутаться, какой кабель, в какой слот вставлять.

Как правило, к домашнему кинотеатру прилагается инструкция на русском языке. Смогли в ней разобраться? Действуйте по алгоритму, предложенному производителем. Если руководства, как подключить домашний кинотеатр к телевизору, нет – внимательно читайте нашу статью. Расскажем о кабелях и их порядке подключения к гнездам.

Кстати, разъемы могут быть нескольких видов:

  • HDMI (также может быть промаркирован как ARC),
  • компонентный (component, RGB),
  • коаксиальный COAXIAL,
  • SCART,
  • S-video,
  • аналоговый, который называют «тюльпанами» или «колокольчиками».

Какие разъемы предпочтительнее использовать

HDMI обеспечивает передачу аудио и видеосигнала без искажений. Компонентный порт тоже позволяет получить высокое качество картинки и звука. Коаксиальный кабель – хороший вариант, если нет возможности использовать HDMI или RGB. Выход SCART на современных домашних кинотеатрах встречается редко, как и аналоговые «тюльпанчики».

Если в комплекте с ДК уже идут кабели, выбирать ничего не понадобится – используйте имеющиеся изделия. Если же провода нужно покупать самим — всегда отдавайте предпочтение подсоединению через коннекторы HDMI. Со слотами разобрались, переходим к соединению компонентов домашнего кинотеатра в единую систему.

Порядок подключения кабелей

Важно уяснить, что главный блок – это ресивер. К нему следует подключить проигрывающие устройства. Ищем на задних поверхностях плееров выходы OUT. Нашли? Прекрасно. Вставляем туда провода с подходящими разъемами. Если есть цветовая маркировка – соблюдаем. Теперь надо найти на задней стенке ресивера входы IN. Подключаем вторые концы проводов туда. Не забываем о цветовой маркировке, если она есть.

Теперь плееры домашнего кинотеатра могут передавать аудио и видео на ресивер. Вилку в розетку не вставляем. Пока нельзя. Совсем. Дело не только в том, что током может ударить вас самих, но и аппаратуру можно повредить.

Теперь направляем сигнал на динамики акустической системы. Для этого нужно подключить колонки к специальным контактам на задней стенке ресивера. Они могут быть зажимными или резьбовыми. Строго соблюдаем полярность и маркировку. Если вы присоедините провода от центральной колонки к клеммам для сабвуфера, хорошего мало.

Следующий шаг – подсоединить к получившейся системе телевизионный приемник. Если вы думаете, что в том, как подключить домашний кинотеатр Samsung, LG или Sony, существует большая разница, спешим вас успокоить. Особых различий нет.

Найдите на задней стороне ресивера порт VIDEO OUT и соедините его соответствующим кабелем с гнездом VIDEO IN телевизионного приемника. Соединили? Хорошо. Вилку в розетку втыкать еще нельзя. Нужно проверить, правильно ли вы разобрались, как подключить колонки к домашнему кинотеатру, а его к телевизору.

Удостоверились, что плееры подключены к ресиверу, а от него кабель идет к TV? Проверили, что вся проводка от колонок подсоединена в нужном порядке? Если все правильно, можете подключить домашний кинотеатр и телевизор к сети. Вставляйте диск или используйте другой носитель и наслаждайтесь просмотром любимого кинофильма или видеоклипа с потрясающе реалистичным звуком.

Наиболее продвинутые модели выполняются в форм-факторе моноблока – дисковод таких комбайнов способен прочитать любой диск (CD, DVD и Blu-Ray). В этом случае достаточно подключить акустику к AV-ресиверу и кинуть кабель к телевизору.

Беспроводное соединение – если бы не одно «но»

Некоторые модели имеют опцию беспроводного соединения Bluetooth тыловых колонок или сабвуфера, а иногда – и других компонентов. Очень удобно – не нужно тянуть длинные кабели, прятать их в плинтус или короб. Но есть и оборотная сторона. «Синий зуб» может глушить в квартире или загородном доме Wi-Fi.

Как подключить телевизор к домашнему кинотеатру

В математике начальных классов учили, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Но современная техника работает на более сложных принципах. Ответы на вопросы, как подключить домашний кинотеатр к телевизору , и как выполнить обратное подключение, совсем не одни и те же. Разбираемся в чем разница.

Зачем это нужно

Зачем и как подключить телевизор LG, «Самсунг» или Sony к домашнему кинотеатру? Объясним на пальцах. Хотите наслаждаться качественным звучанием при просмотре фильмов не только с цифровых носителей, но и из телевизионного эфира? Это несложно, нужно лишь вывести аудио с TV-приемника на колонки ДК.

Зачем вообще выводить звук на акустическую систему? Современные модели телевизоров изготавливаются в плоском формате. В такой форм-фактор физически невозможно установить полноценные мощные динамики, которые могут охватить весь диапазон слышимых человеческим ухом частот.

Вы думаете, что выводить телевизионный звук на мощную акустику домашнего кинотеатра не имеет смысла, так как в эфир выдается монофоническое аудио? Не совсем верно. Ресивер в любом случае улучшит качество звучания, удалит лишние шумы.

Почувствовать разницу можно, если вы принимаете спутниковый или кабельный телевизионный сигнал. По этим сетям транслируется очень качественный стереофонический звук. Отличная акустика домашнего кинотеатра поможет в полной мере оценить преимущества качественного аудиоряда.

Как это сделать

Запомнили, как подключить домашний кинотеатр к телевизору? Там был пункт: «Найдите на задней стороне ресивера разъем VIDEO OUT и соедините его соответствующим кабелем с гнездом VIDEO IN телевизионного приемника». Теперь надо пустить в обратном направлении от ТВ на ДК аудио сигнал.

HDMI – оптимальный вариант

Внимательно смотрим, какими выходами оснащен телевизор. Есть HDMI OUT? Хорошо. Теперь ищем на задней стенке ресивера домашнего кинотеатра слот HDMI IN. Нашелся? Отлично. Этот протокол обеспечивает самую лучшую на сегодня передачу данных. Не забываем, что порт также может быть промаркирован как ARC.

Следующий шаг настроить телевизор, активировав пункт в меню настроек телевизора. Это может быть что-то вроде playing audio/voice for acoustic system («воспроизводить звук через акустическую систему»). Флажок playing audio/voice for dynamic («воспроизводить звук через динамики») нужно снять. Теперь можно наслаждаться реалистичным звуком со спутникового или кабельного телевидения.

Оптика – отличный вариант

Если описанный выше выход не обнаружился, ищем на TV приемнике гнездо для подключения оптического кабеля. Этот коннектор может быть подписан как OPTICAL OUT или DIGITAL AUDIO OUT. Нашелся такой? Неплохо. Теперь ищем на домашнем кинотеатре вход OPTICAL IN или DIGITAL AUDIO IN. Есть? Превосходно.

Соединяем эти «ауты» и «ины» соответствующим проводом. Не забываем подкорректировать настройки телевизора нужным образом. Теперь ваш телевизор будет воспроизводить объемное звучание фильмов или музыкальных клипов, транслируемых по телевидению. На оптоволоконный кабель не действуют электромагнитные излучения, поэтому искажений звука и картинки можно не опасаться.

Соединение с помощью коаксиального кабеля

Третий вариант, как подключить телевизор через домашний кинотеатр к системе колонок 5.1 или 5.1.2, тоже не представляет большой сложности. Для этого нужно найти на телевизионном приемнике слот COAXIAL ASSIGNABLE OUT или DIGITAL AUDIO OUT. Видите такой? Нормально.

Теперь ищем на задней панели домашнего кинотеатра вход COAXIAL ASSIGNABLE IN или DIGITAL AUDIO IN. Удалось обнаружить? Превосходно. Осталось соединить эти контакты с помощью соответствующего кабеля, настроить параметры воспроизведения аудио. Теперь при включении телевизора, он будет воспроизводить звук через мощные колонки, а не через слабенькие штатные динамики.

Как подключить телевизор через аналоговые разъемы домашнего кинотеатра

Что делать, если не удалось найти ни один из описанных выше слотов? Такое случается крайне редко, но возможно. Например, на телевизоре могут быть выходы одного из типов, а на домашнем кинотеатре таких входов не окажется. Что делать? Читайте дальше.

Если парных цифровых портов обнаружить не удалось, придется воспользоваться гнездами для аналоговых интерфейсов. Подобный тип соединения не позволит получить идеальное звучание, но если нет другого выхода, придется воспользоваться им.

Композитный разъем RCA – первый запасной вариант

Первый на очереди аналоговый формат – это RCA, который в народе прозвали «тюльпанами» или «колокольчиками». Композитный шнур, как правило, имеет три наконечника «папы», окрашенных в желтый, красный и белый цвет. Нам нужны только второй и третий. По желтому проводу передается аналоговое видео – он нам без надобности.

Мы будем искать на телевизоре порт AUDIO OUT с парой «мам» красного и белого цвета. Есть такое? Нормально. На домашнем кинотеатре нужно найти слот AUDIO IN. Удалось? Значит, вы все-таки услышите в объемном звуке программу спутникового или кабельного телевидения.

При подключении этого кабеля нужно выполнить только одно очень простое правило – соблюдать маркировку. Соединили? Теперь нужно не забыть подкорректировать настройки телевизора, чтобы звук воспроизводился колонками акустической системы, а не динамиками.

Подключение через гнездо для наушников

Если не получилось подключить к домашнему кинотеатру телевизор Samsung, LG или Sony из-за того, что на этих моделях нет композитных контактов, остается еще два варианта. Один из них – использовать слот miniJack 3.5 mm для наушников. На многих телевизионных приемниках можно найти такое гнездо.

Для этого соединения понадобится специальный шнур. На одном конце должен быть наконечник miniJack, на другом – пара «тюльпанов» RCA. Конечно, качество звука при использовании этого интерфейса будет не на высоте. Вариант следует использовать только на правах «самого запасного плана».

Подключение через разъем SCART

Еще один вариант «колхоза» в высоких технологиях – подключение через порт SCART и уже знакомые «колокольчики». На некоторых телевизорах до сих пор можно встретить выход интерфейса SCART. На домашних кинотеатрах такой вход не устанавливают, но старый добрый RCA – легко и часто.

Чтобы соединить такую «непару», потребуется специальный кабель, на одном конце которого смонтирован коннектор SCART, а на другом – пара «тюльпанчиков» RCA. В этом случае качество звука так же будет не идеальным, но если вы не обладаете идеальным слухом музыканта, то будете удовлетворены.

Читайте также:  Как провести кабельное телевидение без проводов

Источник

Розетки для домашнего кинотеатра

Центром кинотеатра может быть телевизор, а может быть проектор с экраном. Наверное, правильнее даже говорить не «кинотеатр», а «медиацентр», он ведь не только для кино, но ещё и для игр, и для прослушивания музыки отдельно от видео.

Такие системы нужно проектировать обязательно! То есть, не делать розетки только по дизайн-проекту (если дизайнер не спец по аудиосистемам, чего я пока не встречал), а заранее продумывать, какое оборудование где будет находиться, какими кабелями соединяться, через какие розетки подключаться. Это не так просто, как кажется, тут много нюансов, незнание которых приведёт к проблеме непредусмотренного кабеля.

Рассмотрим, какие розетки и кабели нужно предусмотреть в разных случаях.

Телевизор без тумбы

У нас может быть и просто телевизор, вообще без тумбы. Телевизоры сейчас достаточно самостоятельные и полноценные: у них есть встроенный медиаплеер, различные приложения, работа с NAS.

Если телевизор висит на голой стене и никакой техники вокруг не предполагается, то для него нужно сделать двойную интернет-розетку, две электрические розетки и, если есть проводное телевидение, ТВ-розетку. Зачем две интернет и две электрические? На будущее. Вдруг что-то понадобится включить. Например, Wi-Fi роутер или какой-то медиаплеер. Или саундбар. Может, сейчас это кажется невозможным, но через 5 лет именно с этого телевизора захочется поиграть с приставку, поставив её на пол (или тумба появится?). Так что всегда нужно предусматривать свободные интернет и электрическую розетку.

Телевизор и тумба с техникой

Более серьёзный вариант. В тумбе могут располагаться разные источники видео. Например, такие:

  • Медиаплеер (Apple TV).
  • Проигрыватели CD, DVD, Blue-Ray. Фильмы все можно найти в интернет, но личные коллекции никуда не делись.
  • Игровые приставки: XBox, Sony. Или старые Dandy и Sega.
  • Файловый сервер с HDMI выходом. Если такой выход на NAS есть, то может быть чуть удобнее смотреть с него видео напрямую, чем тянуть видео через сеть.
  • Сервер видеокамер. Его, конечно, надёжнее где-то прятать и смотреть камеры с приложения на смартфоне, но иногда хочется быстро переключить видеовход на сервер и увидеть камеры на большом экране.
  • Ресивер аудиосистемы. Про него чуть позднее напишем.

Когда телевизор стоит на тумбе, кабели могут быть проложены аккуратно пучком за ножкой телевизора, чтобы их почти не было видно. Так-то так:

Но если телевизор висит на стене на кронштейне (или стоит, но кабелей видно не должно быть), то имеет смысл предусмотреть возможность повесить телевизор максимально близко к стене, а кабели от телевизора до техники проложить скрыто в стене. Вот так это будет выглядеть:

Есть модели телевизоров нескольких производителей, у которых все интерфейсные разъёмы, включая ввод питания, вынесены в отдельный блок, соединённый с телевизором одним-единственным кабелем, за счёт этого телевизор получается очень тонким и элегантным. В этом случае, как и в случае обычного телевизора с разъёмами на его корпусе, надо заранее заложить в стене канал для кабелей от ТВ к тумбе. Если стена, на которой висит телевизор, возводится из гипрока, канал всё равно нужен, чтобы проще было протягивать кабели впоследствии.

В качестве канала можно использовать вентиляционный канал прямоугольного сечения. Вот такой:

Продаётся в строительных магазинах. Стоит примерно 100 рублей. Размеры 110х60мм или около того. Если стена бетонная или кирпичная, то в стене делается штроба, в неё закладывается труба и заштукатуривается. Это минимальный достаточный размер трубы, в такой размер влезет кабель питания, интернета, два HDMI, а больше ничего не просунуть будет. Вывод кабелей из стены можно сделать через вентиляционный поворот на 90 градусов. Тогда всё будет удобно. Поскольку вставлять кабели от телевизора, висящего на кронштейне, в розетку, расположенную прямо за ним, может быть очень неудобно (приходится снимать телевизор), то лучше в тумбу перенести вообще все кабели, включая питание телевизора. Кабель питания телевизора всегда можно нарастить либо купить аналогичный большей длины. Тогда за телевизором вообще никакие розетки не нужны, только выход трубы.

Проектор

Для системы с проектором тумба нужна обязательно. Проектор не является ни источником видеосигнала, ни аудио усилителем. Нужны отдельный источник видео и колонки.

Нам нужен ресивер. Ресивер — устройство, которое осуществляет две функции: во-первых, переключает сигнал с одного из нескольких входов на выход, во-вторых, является многоканальным аудио усилителем.

Он довольно крупный, надо это учитывать при планировании места в тумбе. На картинке выше мы видим 4 HDMI входа, 1 HDMI выход на проектор, 5 выходов на колонки, слева от них выход на активный (то есть, требующий электрическую розетку) сабвуфер. Это ресивер 5.1 — 5 колонок и 1 сабвуфер. Количество колонок может быть также 7, 9, 11, 13, а сабвуфера может быть 2.

В тумбе ставим ресивер и источники видеосигнала: приставку, медиаплеер, Blue-Ray и прочее.

Можно ли сделать проектор с беспроводной аудиосистемой, например, с Sonos, и без ресивера? Можно. Источник видео нам всё равно понадобится, пусть это будет Apple TV, который мы поставим рядом с проектором у потолка. Звук на саундбар будем передавать оптическим кабелем либо кабелем HDMI. Так как у Apple TV выход только один HDMI, то нам понадобится HDMI сплиттер. Если передаём звук по оптике, то нужен сплиттер на HDMI и оптику, а если передаём по HDMI, то нужен сплиттер на два HDMI, один из них с поддержкой ARC (audio return channel, передача звука без видео по HDMI). У новых саундбаров Sonos вход только HDMI, но в комплекте переходник с оптики на HDMI. Так что для универсальности можно заложить и оптический кабель (Toslink) и HDMI, а для удешевления достаточно только оптического.

Розетки за тумбой

Итак, какие розетки нам нужны за тумбой с техникой?

Во-первых, электрические розетки. Посчитайте, сколько у вас будет устройств включаться в розетки в максимальном варианте. Я перечислял, что может быть в тумбе. Не забудьте розетку для телевизора, если он включается кабелем, идущим через трубу. И прибавьте одну розетки про запас.

Ещё вариант: вывести всего одну-две электрическое розетки и поставить в тумбе бесперебойник для всей находящейся там техники. Бесперебойник обычный UPS с розетками.

Это, во-первых, даст нам сразу много розеток, во-вторых, защитит часть техники от кратковременных или долговременных отключений питания. В случае пропадания электричества у вас будет время для того, чтобы вручную всё выключить, никакая техника не любит резкого отключения питания, особенно проектор. Кабель питания проектора можно вывести также в эту тумбу.

Но бесперебойник крупный. Если место в тумбе не позволяет его разместить, то делаем розетками, бесперебойник при необходимости можно поставить в районе щита.

Во-вторых, интернет. Посчитайте всё в тумбе, что нужно подключить к интернету кабелем, получится нужное количество интернет-розеток. Обычно это 2-4 розетки. Либо можно протянуть один кабель и поставить свитч (коммутатор) на нужное количество портов. Но тогда нужно, чтобы этот один кабель был качественным, и крайне важно не перебить ни одну жилу витой пары, иначе либо скорость упадёт, либо интернета в этом месте вообще лишимся. Можно поставить в тумбе точку доступа Wi-Fi либо Wi-Fi роутер (в режиме точки доступа), там достаточно неплохое место для этого.

В небольшой квартире можно вообще использовать это место в качестве слаботочного шкафа и завести интернет с лестничной клетки прямо туда.

Если в доме есть магистральное или спутниковое телевидение, то предусматриваем одну ТВ-розетку.

Проектор, телевизор и аудиосистема

Не самый редкий вариант: в основном пользуются телевизором, но при желании посмотреть кино опускается экран и включается проектор. Но при этом аудиосистема многоканального звука должна работать и с проектором, и с телевизором.

Тут два варианта: либо берём ресивер с двумя выходами, либо ставим отдельную HDMI матрицу. Ресиверы с двумя выходами HDMI — не редкость, их нет только в самом низком ценовом сегменте, в среднем (примерно от 45 тысяч рублей) они есть. Можно удобно переключить выход с проектора на телевизор.

HDMI матрицу не путаем с HDMI переключателем (свитчем), у которого несколько входов и один выход. Нам надо наоборот, чтобы было 2 выхода. У HDMI матрицы несколько входов и несколько выходов, мы можем коммутировать видеосигнал как нам удобно. Управление с пульта или по интерфейсу RS232 или RS485. В принципе, для задач, в которых не требуется усиление звука, можно использовать матрицу вместо ресивера.

Вывод HDMI и акустических кабелей

Существуют HDMI розетки, но я из ставить за тумбой с техникой не советую. Во-первых, сама розетка дорогая (если качественная), во-вторых, это будет лишнее соединение, и потребуется ещё один короткий HDMI кабель от розетки до устройства. Зачем это нам? Лучше просто вывести кабель из стены с запасом 500мм и сразу подключить в устройство. Если кабель выводится через подрозетник, то можно закрыть его заглушкой той же коллекции, что и рамка, и в заглушке вырезать отверстие для кабеля. Через элемент «кабельный вывод» HDMI обычно не вывести.

HDMI розетку моно поставить у дивана напротив экрана или телевизора, если вы планируете возможность оттуда с ноутбука транслировать что-то на экран. Или в столешнице рабочего стола, чтобы можно было быстро вывести на экран что-то с ноутбука. Но не забывайте, что розетка должна быть нормального качества, не noname за 300 рублей, иначе из-за этого соединения могут возникнуть проблемы.

Акустические кабели для колонок от ресивера можно вывести либо просто из стены, заштукатурив место вывода, либо через акустическую розетку, либо через кабельный вывод. Как и с HDMI, я рекомендую кабельный вывод.

Кабельный вывод выглядит так:

Кабель выходит аккуратно вниз, оставляем запас, чтобы можно было подвинуть колонку. Для сабвуфера не забываем, что нужна ещё электрическая розетка. За ресивером выводим так же, через выводы или вообще пучком из стены. Но через выводы будет, конечно, аккуратнее, можно на каждом подписать, что за кабель выходит.

Читайте также:  Как подобрать провод для автомата

Если где-то планируется подключать устройство вроде диджейского пульта или проигрывателя винила с аналоговым выходом, то можно поставить RCA розетку.

Такие розетки бывают с подключением кабеля пайкой либо через разъёмы сзади.

Но у винила может быть не аналоговый, а оптический выход. Он предпочтительнее, так как звук по оптике более качественный. Нужно учитывать, какие входы и выходы есть у какой техники, включая медиаплееры, саундбар, проектор и всё прочее. Только у ресивера входов масса на любой вкус, у прочих устройств их гораздо меньше.

Выбор HDMI кабеля

Обратите внимание на то, что на HDMI кабеле не стоит экономить! Особенно на длинном. Особенно на таком, который монтируется внутри стены (к проектору), и который впоследствии не поменять. Иначе получится, что вся крутая система домашнего кинотеатра за сотни тысяч рублей просто не заработает. От дешёвого кабеля картинка может идти со сбоями, может вообще не пойти. У меня был объект, на котором видео по HDMI передавалось отлично, а в режиме ARC кабель не работал вообще, пришлось покупать новый и оставлять его висеть на стене, так как уже было не спрятать аккуратно. HDMI кабели — только стандарта 2.1 Hi Speed, только нормального производителя. Никакого noname за 10 долларов на Aliexpress. Кабель 10-12 метров стоит никак не меньше 10 тысяч рублей. К оптическим кабелям toslink-toslink это тоже относится, кабель 10 метров стоит никак не меньше 4 тысяч рублей.

Для длинных HDMI кабелей обращайте внимание на направление кабеля.

Кабель HDMI для верности лучше вести в гофре и следить за тем, чтобы его никак при отделке не задели.

Вот примерно так может выглядеть развёртка стены домашнего кинотеатра с телевизором, ресивером и проектором:

В общем, проектировать кабели для систем домашнего кинотеатра не так просто. Особенно нестандартные конфигурации, типа беспроводного аудио, переключением между телевизором и проектором, подключением к мультирум системам и прочим источникам звука и видео. Это я ещё не упомянул управляющие кабели для всей этой техники. Так что для выполнения проекта мне нужно понимание того, какие варианты использования системы предполагаются.

22,233 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Источник



Домашний кинотеатр на практике. Часть 3

Данная статья призвана затронуть наиболее важные аспекты выбора колоночного кабеля, прокладки кабеля от усилителя до акустических систем, а также целесообразности использования различных аксессуаров, коих предлагается немало даже для такой, казалось бы, простой вещи, как колоночный кабель.

Почему я не использую распространённое словосочетание «акустический кабель»? Дело в том, что изначально данное словосочетание является не совсем корректным, поскольку само по себе понятие «акустический кабель» подразумевает звуковод — полую трубку или иное сооружение, обладающее способностью пропускать внутри себя звуковые волны, которые, хоть и с искажениями, но всё-таки смогут долететь от точки «А» до точки «Б» (подобные звуководы применяются, например, в некоторых гражданских авиалайнерах, где вместо относительно дорогих и не практичных наушников используются полые трубочки с анатомическими насадками на конце). А в данном случае речь идёт не о звуководе, а о токопроводящем материале, поэтому корректнее будет говорить именно «колоночный кабель», тем более, что и в английском языке используется именно словосочетание speaker cable, а никак не acoustic cable. Да, сейчас уже поздно бегать по округе и возмущаться, ибо словосочетание «акустический кабель» уже довольно давно используется многими специализированными СМИ, так что сейчас использование данного словосочетания не стоит считать очень уж страшной ошибкой, ведь произвошло оно в результате «мутации» определения «кабель для акустических систем», но тем не менее…

Разновидности колоночных кабелей

Не секрет, что токопроводящих материалов весьма много, однако наиболее распространённым в аудиоиндустрии материалом для изготовления колоночных кабелей на сегодняшний день считается медь, из-за своих токопроводящих свойств и довольно низкой цены. Конечно, аудиопромышленность породила множество экзотических кабелей на основе редких металлов, металлических композитов и даже графита. Но их доля в общей массе ныне продаваемых кабелей просто мизерна, хотя, как правило, такие экзотические проводники обладают очень хорошими токопроводящими качествами, но вот их цена… Не всякий решится платить несколько сотен, а то и тысяч долларов за погонный метр такого кабеля — эти «дорогие радости» созданы для ярых аудиофилов (всё чаще поговаривают, что это психическое заболевание, уж простите), готовых за относительно небольшие улучшения звука, воспринимающиеся часто на уровне нюансов, платить огромные деньги. Нет, ради Бога, если есть желание, но просто подавляющее большинство людей исходит из принципа рациональности, поэтому различного рода подставки под кабели, чехлы для разъёмов и прочие шаманские атрибуты не вошли в умы большинства меломанов, да и едва ли войдут, ведь даже при наличии каких-то положительных изменений в звучании (в большинстве случаев присутствующих под влиянием одного лишь самовнушения, к сожалению), платить за различные «фишки» огромные деньги не все хотят. В общем, каждому своё. Так что сегодня будем говорить именно о кабелях с медными проводниками и безо всяких там заговорённых мазей для диэлектрика, поскольку АС в аудиосистемах всего мира чаще всего подключаются к усилителю именно такими «обычными» кабелями (обычно до $40-50 за метр). Да, разные они бывают по конструкции (плетение и толщина жил, качество меди, материал, и конструкция диэлектрика) и цене, но, признаться, я бы не советовал забивать себе голову всеми этими талмудами «знаний», поскольку поговорка «меньше знаешь — лучше спишь» пока ещё в силе. Ведь именно тогда, когда человек начинает стараться проникнуть в самые глубины и узнать все нюансы (порой, довольно бесполезные или попросту мифические) конструкции аппарата, колонок или кабеля — это обычно и приводит к развитию симптомов аудиофилии. Конечно, никто не призывает падать ниц при каждом произнесении словосочетания «частота дискретизации», но часто, вместо того, чтобы слушать музыку (не это ли цель, ради достижения которой и покупается аудиосистема?), люди начинают слушать систему, а то и вообще с головой уходят в глухие дебри надежд и ожиданий, докупая к системе множество различных аксессуаров (часто перекрывающих стоимость самой системы), включая какие-нибудь новомодные «аудиофильские антистатические тапочки» и прочие «таинственные и мощные улучшайзеры», на которых откровенно греют руки некоторые производители. Что ж, это бизнес, всё в порядке. Как и в каждом крупном бизнесе, в аудиоиндустрии продажа качественного звука не может быть топорной — тут нужны загадки, легенды и «достоверные мнения продвинутых аудиофилов». И они появляются, причём, во многом благодаря тому, что пользователи сами этого хотят.

Не слишком жестоко сказано? Признаться, мне не хочется выглядеть в глазах «продвинутых» аудиоманов неким «уничтожителем аудиофильских святынь», так что давайте так: кому нравятся все эти «мулечки», и кто действительно получает моральное удовлетворение от всего этого процесса — ради Бога. Осуждающих взглядов не будет, ведь это ваши деньги и ваше эмоциональное состояние. Ну а я по-прежнему уверен, что духи предков в фонокорректоре виниловой ветрушки не живут; что пляска с бубном вокруг усилителя не добавит звуку детальности; что кабель, сплетённый руками девственницы в полнолуние, будет ничуть не лучше того, который сделан в любое другое время суток профессионалом своего дела (трезвым, разумеется) или ещё лучше — высокотехнологичной автоматикой. Так что к этой теме больше я не возвращаюсь.

Ну так вот, если отбросить сейчас типы плетения проводников и материалы диэлектрика (разновидностей тех и других — огромное количество), то можно выделить три основных типа колоночных кабелей:

  • «обыкновенный». Это привычный кабель с круглыми в сечении проводниками, состоящими из одной, нескольких или множества жил (на фотографии слева). Производят подобные кабели сотни компаний. Цена может колебаться от $0.5 до сотен или тысяч долларов за метр — зависит от качества кабеля, его сечения и, конечно же, «брэндовости» производителя.
  • «плоский». Фактически используются те же жилы, только для удобства прокладки, проводники и диэлектрик как бы «сплющены» (на фотографии справа). Толщина такого кабеля относительна невелика — 1,5 — 3 мм. Стоимость метра такого кабеля начинается обычно от $2.

Описывать разницу звучания различных кабелей я не хотел бы, поскольку одни считают её вообще вымыслом и фантазией, а другие относятся к ней слишком трепетно. Так вот, для первой категории подобные рассуждения были бы не интересными и даже смешными, а люди из второй категории (то есть те, кто слышит разницу в звучании кабелей) наверняка будут ориентироваться на свой слух при выборе кабеля — советы тут едва ли нужны, поскольку дело вкуса. Так что выдержу в данном случае нейтралитет.

Способы прокладки кабеля

Если вы хотите просто бросить кабели вдоль стен, то можете дальше не читать, поскольку ниже написаны советы для тех, кто ценит эстетику и не хочет превращать комнату в щитовую электростанции, размещая кабели на виду у всех.

Итак, если ремонт в комнате уже сделан, то наиболее простым способом убрать с глаз долой колоночные кабели является банальная закладка этих кабелей под плинтус. Если у вас обычный (угловой) плинтус то проблем не будет вообще — берите понравившийся кабель и вперёд.

Если у вас плоский плинтус, но с внутренней канавкой для кабеля, то стоит обратить внимание на плоские или ленточные кабели.

Если же у вас нет плинтуса или он без каналов под кабели, то можно пойти двумя путями:

1. Купить плоский или ленточный кабель, аккуратно закрепить его на стене и покрасить в цвет стены (большинство кабелей весьма спокойно относятся к покраске).

2. Вообще не связываться с прокладкой кабеля вдоль стен, а просто купить плоский (или лучше ленточный) кабель и просто проложить его под ковром или ковровым покрытием — на ощупь кабель не будет заметен.

Если же ремонт у вас ещё не сделан в комнате, то можно просто заложить кабель в стену, но только в гофре, и желательно, чтобы трасса с колоночным кабелем не проходила параллельно и вплотную с сетевыми кабелями.

Оформление вводов/выводов кабеля

Тут существует три наиболее распространённых способа. Все они по-своему хороши, так что смотрите по ситуации, какой в вашем случае будет оптимальным. На рисунках колонка была специально отнесена подальше от стены, дабы вы увидели всё в деталях.

1. Банальная вырезка отверстия в плинтусе и вывод кабеля через это отверстие. Плюсы очевидны: простота в реализации данного типа вывода. Но и минусы присутствуют: если вы захотите убрать колонку, то кусок кабеля, торчащий из плинтуса, убрать уже не получится.

2. Вывод кабеля делается через пол, в результате чего кабеля практически не будет бросаться в глаза, даже если заглянуть за АС. А уж если вывод сделать под колонкой (если АС на шипах, конечно) или близко к ней, то выглядеть всё будет совсем красиво. Плюс: кабеля почти не видно. Минус: дырка в полу смотрится ещё более заметно, чем дырка в плинтусе. Ну а если вы уверены, что двигать колонки никогда уже не будете, то вариант с выводом кабеля из пола — для вас.

3. Самый эстетичный способ для тех, кто предполагает хоть изредка, но убирать колонки. Понадобится блок колоночных терминалов, выполненный в виде стенной розетки.

Такой блок оборудован либо винтовыми, либо пружинными терминалами. Аналогичные блоки можно разместить не только на стене за АС, но и на стене за ресивером или усилителем — кабели будут выглядеть эстетично и за стойкой с техникой тоже.

Либо комбинированный вариант: возле колонки сделать в полу нишу, в которой поставить розетку с колоночными терминалами. Для этой ниши сделать люк (10×10 см) из того же материала, из которого сделан пол у вас в комнате. Если колонки нужно будет убрать, то вы просто вытаскиваете кабель из терминалов в полу и закрываете люк над нишей с терминалами. Всё — пол совершенно ровный и ничего не видно.

Но есть один нюанс: подобные терминалы ухудшают контакт, а значит, в достаточно дорогих системах это может привести к небольшим, но ухудшениям звука, которое, я уверен, 98% слушателей не заметят, но «слухачи» могут почуять неладное, правда на уровне нюансов. Ну а в системах среднего и, тем более, начального уровня слышимых ухудшений от этих розеток не будет вообще. Стоимость такой розетки колеблется от $10 до $50 за штуку (в зависимости от производителя и модели).

Коннекторы

Наиболее частый вопрос — «А нужны ли мне коннекторы вообще? Может обойтись только кабелем?». Попытаюсь ответить. Итак, если коннектор «банан» выполнен таким образом, что оголённый конец кабеля зажимается поворотной шайбой, то толку (с точки зрения улучшения контакта) от такого коннектора минимум, скорее один только вред. Зато с эстетической точки зрения — самое то. Но всё равно, подобная конструкция «банана» весьма неудачна.

Во втором случае кабель внутри коннектора фиксируется двумя винтами, а поверх конструкции надевается термоусадка для предотвращения ухудшения контакта в результате окисления медного проводника. Такой «банан» с практической точки зрения даёт только одно преимущество по сравнению с фиксацией оголённого конца кабеля непосредственно в винтовом терминале АС или усилителя: оголённый конец колоночного кабеля не окисляется со временем.

В третьем случае, кабель засовывается в центральное отверстие «банана», а затем его жилы равномерно распределяются по полусферической поверхности прижима. Площадь контакта весьма велика, ведь контакт кабеля и коннектора происходит почти каждой жилой кабеля. Это уже лучше. А при наличии хорошей термоусадки окисления кабеля не будет. такой «банан» уже стоит рассматривать всерьёз.

И, наконец, самый надёжный и «правильный» коннектор — тот, в котором кабель припаян хорошим припоем, а поверх него установлена термоусадка. Тут и площадь контакта большая и окисления нет. Так что если и будете использовать коннекторы «банан», то либо с пайкой, либо с обжимом, как описано в предыдущем абзаце. В этих случаях резон в использовании коннекторов есть.

«Вилочка» («лопатка»)

С точки зрения подключения или отключения кабеля от терминалов АС или усилителя, «вилочка» куде менее удобна, нежели «банан», зато если вы используете обжимную «вилочку» (обжим кабеля лепестками контактной площадки коннектора производится специальным аппаратом под большим давлением) или «вилочку» с припаянным кабелем (в обоих случаях обязательное наличие термоусадки никто не отменял), то площади контакта кабеля с коннектором и в особенности коннектора с терминалом АС или усилителя позавидуют многие «бананы», да и окисления кабеля, как и в случае с хорошими «бананами», нет.

Внимание! Прежде чем делать кабель, уточните в инструкции к аппарату или АС, либо у продавца, позволяет ли ваш усилитель, AV-ресивер или АС использовать коннекторы. Обычно, недорогие ресиверы допускают подключение только оголённого кабеля.

Насущные вопросы

Выше написано, что встречаются экстра-дорогие кабели за огромные деньги — неужели эти кабели НАСТОЛЬКО улучшают звук аудиосистем?!

Признаться, в экстра-дорогущих кабелях откровенных «понтов» и «таинственной крутизны» наберётся процентов на 80-95 от их реальной стоимости. Да, по себестоимости это действительно довольно дорогие кабели, но не на столько, чтобы продавать метр даже за несколько сотен долларов, не говоря уже о тысячах. Но тут важно учитывать не только себестоимость или качество кабеля. Тут уже привлекает привилегированность кабеля (скажем, изготовление кабеля только под заказ и пайка только вручную в вакуумной камере), VIP-отношение к клиенту (доставка кабеля даже авиатранспортом, наличие красивой коробки из хорошего дерева и кожи какой-нибудь горной лани) и прочие атрибуты супер-элитной вещи. А также «принцип гармонии цен»: если человек заплатил, скажем, $400 000 за аудиосистему (бывает и больше), почему он должен пользоваться кабелями за «жалкие» $200/метр? Нет, тут нужны только элитные кабели! И они будут предоставлены столь состоятельному клиенту. Одни назовут это «вытягиванием денег» или просто «понтами», а другие возразят, что такие покупки лишь подчёркивают высокий статус, уровень дохода и значимость VIP-персоны. И что самое интересное, что каждый в этой ситуации будет прав. Но главное, что в итоге все остаются довольны.

Если же исходить из принципа рациональности, то для театров начального уровня ($500-1000 за комплект) смысла в покупке кабеля дороже $2-3 за метр нет никакого. Для систем среднего класса ($1000-5000 за комплект) имеет смысл засматриваться на кабели по $5-10 за метр. И этого, поверьте, будет вполне достаточно. Куда важнее грамотно подобрать систему, настроить её и подготовить хорошую с акустической точки зрения комнату.

Почему профессиональные колоночные кабели стоят заметно дешевле «аудиофильских»?

Во-первых, профессионалы не падки на различные рюшки и кружева, вроде деревянных коробок с инкрустацией или чехла для кабеля из натуральной кожи — их интересует кабель только с практической стороны, но никаких не с имиджевой. Во-вторых — на рекламу профессиональных кабелей не тратится столько денег, сколько уходит на раскрутку кабелей для Hi-Fi/Hi-End аппаратуры во множестве модных глянцевых журналов. Ну и в-третьих, профессиональные кабели как раз не обладают той «элитностью», за которую берут бешеные деньги в случае некоторых кабелей для Hi-End аппаратуры. Поэтому хороший профессиональный колоночный кабель, при цене $3-7 за метр, может быть по качеству лучше, нежели «бытовой» колоночный кабель, стоящий дороже. Именно поэтому для относительно недорогих комплексов недорогие, но качественные, профессиональные кабели будут, пожалуй, наиболее рациональным выбором. Впрочем, не только для них: не редко профессиональные кабели (но уже классом повыше) применяются весьма успешно и в системах среднего класса. Разумеется, и про «бытовые» колоночные кабели забывать не стоит, ведь и среди производителей оных встречается немало достойных продуктов за весьма умеренные деньги ($3-10 за метр).

Что это за OFC ? — на кабелях часто пишут…

Это Oxigen Free Copper, то есть бескислородная медь.

Какое сечение кабеля мне нужно на фронтальных и центральной АС?

Если AV-ресивер или усилитель развивает мощность до 100 Вт на канал, то желательно использовать кабель с сечением проводника не менее 2-3 мм². Для более мощной системы лучше купить кабель сечением не менее 4 мм².

А какой кабель брать для тыловых АС ?

В идеале надо брать такой же кабель (марка/модель), какой был использован для подключения фронтальных и центральной АС, однако сечение может быть другим, разумеется.

Какое сечение кабеля нужно для тыловых АС?

Если предполагается озвучивать комнату площадью 15-25 м², то вполне достаточно кабеля сечением 2-2,5 мм². Если же помещение побольше (30-50 м²), то стоит обратить внимание на кабели сечением 4 мм².

Обязательно использовать строго одинаковые по длине куски кабеля для тыловых АС?

Про задержку сигнала вспоминать вообще не стоит, поскольку при разнице в длине двух кусков колоночного кабеля даже в десяток-другой метров, задержка сигнала на более длинном куске составит лишь несколько миллионных долей секунды или даже меньше. Тут важно другое: при одинаковой длине кабеля теоретически исчезают различия в комплексных характеристиках (распределенные индуктивность, емкость) кабеля, которые могут влиять на сигнал. Так что если не хотите ставить эксперименты — берите одинаковые куски колоночного кабеля для пары АС.

А как насчёт беспроводных АС на тыловых каналах?

Качество звука беспроводных АС (слышимые шумы, ограниченный частотный и динамический диапазоны, заметные искажения) не позволят использовать подобные колонки даже в комплексах среднего класса. Объясняется такое звучание способом передачи сигнала от передатчика до приёмника в АС. Обычно передача осуществляется на радиоканале, то есть как в обычном радиоприёмнике, только на более высоких частотах. Так что, если хотите получить качественный звук, к тому же сэкономить (беспроводные АС стоят дороже аналогичных проводных), не поленитесь протянуть колоночные кабели и к тыловым АС.

Источник