Меню

План конспект электрический ток источники тока 8 класс

Открытый урок в 8 классе. «Электрический ток. Источники электрического тока».

1 Открытый урок в 8 классе «Электрический ток. Источники электрического тока». Цели урока: Обучающие: 1. Сформировать понятие «электрический ток». 2. Выяснить условия существование электрического тока и назначение источника тока. 3. Рассмотреть принципы действия источника тока. 4. Ознакомить учащихся с различными видами источников тока. Развивающие: 1. Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся. 2. Формировать умение самостоятельной исследовательской работы. 3. Развивать умение анализировать учебный материал. Воспитательные: 1. Формировать материалистическое мировоззрение учащихся. 2. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом. Тип урока: Урок изучения нового материала с первичным закреплением новых знаний. Оборудование: презентация, батарейка, карточка на доске. На столах учеников: рабочие листы, карточки (физическое домино), описание источников тока ( для каждой группы по 1 источнику), картинки со случайными объектами, рисунок с фокальным объектом ( у разных групп разные источники тока). Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке: игровая технология; информационная технология; личностно ориентированное обучение (беседа ответы на вопросы; творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).

2 Ход урока: 1. Организационный. (2 минуты) Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с Вами сегодня немного поиграем. Вы любите играть? Тогда посмотрите на слайд. Там изображены 3 картинки. Найдите общее в них и мы узнаем тему нашего урока (слайд 2). Что объединяет эти картинки? Правильно. Ток. Тема нашего урока «Электрический ток. Источники электрического тока» (слайд 3). У вас на столе лежат рабочие листы и запишите тему урока. Скажите, как вы думаете, что мы будем сегодня делать, какие цели у нас? Изучить понятие электрический ток. Узнать условия, при котором ток существует. Выяснить, что называют источником тока. Рассмотреть классификацию источников тока (слайд 4) Молодцы! 2. Актуализация знаний. (5 минут) Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни. Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события? Ученики: Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны.

3 Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Но вначале, давайте проверим, что вы изучили ранее. Сейчас поиграем с вами в домино. У вас на столах лежат карточки. Возьмите их. Работаем коллективно. На доске, уже есть начальная карточка, в которой задан вопрос. Только в одной группе карточка с правильным ответом. Вы должны найти ее и закрепить на доске. Карточки разделены на 2 части. В одной ответ. На другой половине следующий вопрос. Правильный ответ уже в другой команде. И так по цепочке. Ну что могу сказать?! Умницы! 3. Изучение нового материала. (10 минут) Итак, мы с вами уже знаем, что электроны обладают отрицательным зарядом. И электроны движутся. Как вы думаете обладают ли зарядом ионы? Конечно! Каким именно? Правильно. Ионы обладают положительным зарядом. И электроны и ионы движутся. Так вот, упорядоченное движение заряженных частиц это и есть электрический ток (слайд 5). А как Вы думаете, почему электроны начинают двигаться упорядоченно? Правильно, потому что на электроны воздействует электрическое поле. Так вот, для наличия электрического тока в проводнике необходимо два условия: 1. Наличие электрического поля 2. Наличие свободных заряженных частиц (слайд 6) Ребята, смотрите, что у меня есть. Это коробочка. А в коробке лежит, что-то связанное с нашим уроком. Отгадайте что? Это батарейка! А что такое батарейка? Для чего она служит? Конечно же, батарейка это источник тока. Источники тока это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле (слайд 7). А какие еще источники тока Вы знаете? Аккумулятор, гальванический элемент, электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент. Все они различны, но во всех них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных

4 частиц. Эти частицы как бы оседают на двух пластинах, которые называют полюсами. Один полюс заряжается положительно, другой отрицательно. Сейчас Вы поработаете в своих группах коллективно. На столах у каждой группы есть описание одного из источника тока. Ваша задача, прочитать внимательно текст и заполнить таблицу в вашем рабочем листе. Заполняете только свою колонку. Потом мы вместе обсудим и заполним остальные колонки. Источник тока Электрофорная машина Способ разделения заряда Совершение механической работы Применение Демонстрация электрических разрядов Термоэлемент Нагревание спаев Измерение температуры Фотоэлемент Действие света Солнечные батареи Гальванический элемент Химическая реакция Фонарики, радиоприемники Аккумулятор Химическая реакция Автомобили

5 Физкульминутка (1 минута) Выполняем упражнение «Сова». Продолжаем работу. Первая группа помогает заполнить таблицу. И так поочереди. (3 минуты) 4.Закрепление материала. (5 минут) Ну что, поиграем еще немного? Я предлагаю вам стать изобретателями. У вас у каждого есть рисунок одного из источника тока. Это наш объект для совершенствования. А также по 3 картинки случайных объектов. Я их все взяла наугад. Ваша задача: 1. Под картинками со случайными объектами записать любые их характеристики. 2. Применить эти характеристики к нашему основному объекту источнику тока. 3. Выбрать 3 самых интересных варианта на ваш взгляд. Можно зарисовать. Каждая группа представляет свои идеи. 5.Рефлексия (1 минута) Ребята, у Вас у каждого на столах лежат смайлики, выражающие эмоции. Покажите тот, который вам больше всего подходит после нашего урока. Я рада, что большинство поняли материал и остались с хорошим настроением. Урок я хочу закончить следующими словами: По горам, лесам и сёлам, Деревням и городам День и ночь бежит весёлый, Быстрый ток по проводам. Подгоняет электрички, Зажигает в доме свет И с компьютерной странички Может дать любой совет. И придёт на помощь первым Из-за тысячной версты. Только он ужасно нервный И не любит суеты. Надо знать: его дорога

6 В проводах таится. НО. Малым детям даже трогать Провода запрещено: Непослушных деток ток Бьёт сильней, чем молоток! Спасибо всем за урок, берегите себя. И конечно, поздравляю Вас всех С Наступающим Новым Годом! Пусть Дедушка Мороз принесет вам то, чего Вы больше всего желаете! Успехов.

Источник

Урок по физике в 8-м классе. Тема: «Электрический ток. Источники тока»

Разделы: Физика

Цели урока:

Обучающие:

  1. Закрепить знания по предыдущим темам.
  2. Сформировать одно из основных понятий электродинамики – электрический ток.
  3. Воспитание исследовательских навыков личности.
  4. Расширить межпредметные связи.
Читайте также:  Характеристика электрического тока в металлах таблица

Развивающие:

  1. Развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы.
  2. Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся.
  3. Расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к физике;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения.
  2. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности.
  3. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • прибор для демонстрации электрических полей;
  • электрофорная машина;
  • термоэлемент;
  • фотоэлемент;
  • элемент Вольта;
  • гальванический элемент;
  • генератор;
  • графопроектор;
  • трансформатор;
  • виток провода с лампой на 3,5 В;
  • ТСО, мультимедийный проектор для демонстрации презентации;

Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:

  • информационная технололгия;
  • личностно-ориентированное обучение (беседа — ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решение проблемного вопроса).

Система принципов:

  • последовательность,
  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • доступность,
  • научность,
  • связь теории с практикой.

I. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Что же такое электрическое поле: (имеются записи в тетрадях). Устные комментарии учителя или учеников.

1). Вид материи, существующий в пространстве около заряженных тел. 1) Материя может существовать в двух формах: вещества и поля. Вещество ощущаем непосредственно органами чувств, поле — опосредованно, через что-либо.
2). Поле материально, существует независимо от нас. 2) (а) Радиоволны — электромагнитные поля. Они распространяются в пространстве.

Как можно “увидеть” электрическое поле?

С помощью наших органов чувств это невозможно. Нам помогут мелкие частицы (манка), насыпанные в машинное масло и помещенные в сильное электрическое поле.

Опыт 1 ( Используется прибор для демонстрации спектров электрических полей).

Беру кювету с маслом и манкой, размешаю на графопроекторе, подвожу напряжение от “Разряда”к электродам. На электродах появились разноименные заряды. Что видим, как это объяснить?

Ученик: Вокруг электродов существует электрическое поле, крупинки манки наэлектризовались и под действием поля начали располагаться по определенным линиям, т.к. поле действует на крупинки с силой.

Учитель: Крупинки выстраиваются по силовым линиям электрического поля, отражая его “картину”. Там, где линии гуще — поле сильнее, реже — слабее. Линии тянутся друг к другу, значит, поля разноименные.

Дидактический момент: обобщение; краткий учет знаний.

Приемы: экспресс — опрос; опыт на догадку.

Экспресс-опрос.

Вопрос 1. Что такое электрическое поле?

Вопрос 2. Как на опыте показать, что электрический заряд делится на части?

Вопрос3. Почему при электризации трением на телах появляются равные по абсолютному значению, но противоположные по знаку заряды?

Вопрос 4. Почему при заземлении почти весь заряд тела уходит в землю? Опыт 2: учитель включает в сеть трансформатор. В его обмотках движутся заряды, вокруг которых, как уже нам известно, создаётся электрическое поле. Берется виток провода с лампой. Виток не подключен к сети. Подносится к трансформатору. Вопрос учащимся: Почему лампа светится, ведь она не включена в электрическую сеть? Ожидаемый ответ: ученика: Вокруг обмоток трансформатора существует электрическое поле, которое действует на заряды в витке силой, приводит заряды в движение, через лампу течет ток, лампа светится. Поле материально. Электрическое поле существует! В ходе этапа повторения учащиеся высокой степени обученности решают задачи по карточкам (приложение 1).

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (используется приложение — презентация)

Опыт 3: берётся два электроскопа с прикреплёнными большими шарами, один из которых наэлектризован. При помощи проводника соединим их между собой. Заряженный электроскоп теряет заряд, а ненаэлектризованный приобретает заряд. Учащимся задаётся вопрос: “Почему это происходит?” и совместно делается вывод: заряд одного шара уменьшился, а другого увеличился потому, что переместились электрические заряды в проводнике, которым мы соединили шары. Подводится итог опыта: течение электрических зарядов по проводнику назвали электрическим током.

Даётся определение: Электрическим током называется упорядоченное направленное движение заряженных частиц (слайд 1). Течение тока можно сравнивать с течением воды (слайд 2). Электрический ток в нашем опыте был кратковременным, чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо поддерживать в нём электрическое поле. Решение проблемы. Как получить ток, который существовал бы длительное время? Для этого на шарах электроскопа необходимо пополнять непрерывно уходящие заряды (слайд 3). С этой целью придуманы специальные приборы, получившие название источников тока. Во всех источниках выполняется работа по разделению зарядов и их накопление на полюсах источника тока. Один полюс источника тока заряжается положительно, другой – отрицательно. Между полюсами создаётся электрическое поле. Таким образом, в источнике тока происходит превращение какой-либо энергии в энергию электрического поля. Опыт 4: с электрофорной машиной и генератором переменного тока. Делается вывод, что внутри источника механическая энергия преобразуется в энергию электрического поля, внутренняя энергия может превращаться в электрическую.

Опыт 5: с термопарой. Если две проволоки, изготовленные из равных материалов, спаять, а затем нагреть спаянное место, то в проволоках возникнет электрический ток, который регистрируем с помощью гальванометра. Опыт 6: с фотоэлементом. Световая энергия превращается в электрическую. Опыт 7: с элементом Вольта. Химическая энергия превращается в электрическую. Раствор серной кислоты, два электрода, цинковый (заряженный отрицательно) и медный (заряженный положительно). Для практического применения элемент Вольта заменяют гальваническим элементом. Гальванические элементы состоят: цинковый сосуд, угольный стержень, помещённый в полотняный мешочек, заполненный смесью оксида марганца (IV) с углём, имеется густой клейстер, приготовленный из муки на растворе нашатыря. К гальваническим источникам тока относятся аккумуляторы (аккумулятор – накопитель). Свинцовые аккумуляторы состоят из двух свинцовых пластин (электродов), помещённых в раствор серной кислоты. Есть железоникелевые (щелочные) аккумуляторы. В них используется раствор щелочи, а пластины состоят: одна – из прессованного железного порошка, другая – из пероксида никеля. Аккумуляторы надо заряжать от источника постоянного тока. В результате химической реакции один электрод заряжается положительно, другой – отрицательно. Итак, назовём все известные нам источники тока. Делается вывод (слайды 4-7). Где применяются гальванические элементы и аккумуляторы (слайд 8)?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Выступление учащегося об открытии итальянского врача Луиджи Гальвани.

Выступление учащегося о наблюдении электрических явлений в живой природе.

Мини – тест (приложение 2: А.В.Постников. Проверка знаний учащихся по физике. Задания I-V11, варианты 1; 2).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Дидактический момент: подведение итогов. Прием: учет верных ответов учащихся за урок с последующим обобщением; выставление оценок.

Дидактический момент: домашнее задание. Прием: запись параграфов в дневник с доски: §32 (А.В.Перышкин. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. 4-е издание. Москва. Дрофа. 2005).

Источник



Физика. 8 класс

Конспект урока

Урок в 8 классе по теме: «Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрический ток в различных средах. Примеры действия электрического тока»

Тип урока – урок открытия нового знания.

— сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия;
— ввести понятие электрический ток;
— рассмотреть источники электрического тока и их ;
— описать электрический ток в металлах, электролитах, газах;
— рассмотреть действия электрического тока;
— развивать логическое мышление, воспитывать интерес к физике

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные УУД:

— поиск и выделение новой информации по теме;
— нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— построение логической цепи рассуждений;
— умение переносить и применять знания по данной теме в новых условиях;

Регулятивные УУД:

— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— оценивать правильность выполнения действия;
— умение корректировать действие после его завершения;
— высказывать свое предположение;
— развитие контроля и самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие логического мышления;
— развитие памяти, наблюдательности, внимания;
— расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

— формирование умения наблюдать, описывать и объяснять физические явления, связанные с прохождением тока по проводнику.

— формирование целостной картины мира;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности;

метапредметные

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Организационный этап

Мотивационный модуль

Выполняется упражнение на соответствие картинки и надписей и формулируется тема урока.

— Объяснение нового материала

Объясняющий модуль

— Закрепление нового материала.

Тренировочный модуль

Выполнение упражнений для закрепления нового материала.

Контрольный модуль

Выполнение упражнений для контроля понимания нового материала.

Источник

Конспект урока по физике для 8 класса «Источники тока. Электрический ток».
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Образцова Елена Александровна

Урок по физике для 8 класса , разработан с учетом требований ФГОС ООО.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Источники тока. Электрический ток» 28.34 КБ
Презентация к уроку » Источники тока. Электрический ток» 1.43 МБ
alessandro_volta.pptx 455.96 КБ
luidzhi_galvani.pptx 1.29 МБ
тест к уроку » Источники тока. Электрический ток» 238.82 КБ

Предварительный просмотр:

Электрический ток. Источники электрического тока.

Образцова Елена Александровна

МБОУ «СОШ № 59» г. Курска

Тема и номер урока в теме

Электрический ток. Источники электрического тока.

Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учреждений.

8. Цель урока: Способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач.

  • выяснить физическую природу электрического тока;
  • осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения электрического тока;
  • выяснить роль источника тока в электрической цепи, направление тока в цепи;
  • уметь объяснять принцип работы различных источников тока.
  • развивать абстрактное мышление;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации по изучаемой теме с использованием учебных текстов, компьютерных баз данных ресурсов сети Интернет.
  • расширить кругозор;
  • выработать уважительное отношение друг к другу.
  1. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, компьютерное тестирование,
  3. .Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, гальванический элемент, вольтметры, мультиметры, светодиоды, соединительные провода, электрофорная машина, электрометры, электрические лампочки на подставке, батарейки 4,5В, картошка, лук, лимоны, электроды из цинка (цинковые саморезы), меди (двухжильный медный кабель).
  4. Структура и ход урока: организационный момент, актуализация знаний и умений учащихся, формирование новых знаний, первичное закрепление материала, применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях, диагностика процесса усвоения учебного материала, домашнее задание.

2. Актуализация знаний и умений учащихся.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла

русскую пословицу: « Не стыдно не знать, стыдно не учится».

Вместе со мной сегодня вы будете физиками – теоретиками, экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.

Мы с вами поступим так же и попробуем сформулировать тему урока.

— Как вы думаете, могут ли заряды перемещаться? (Да)

— Какие заряды перемещаются? ( Любые )

Проведём эксперимент и проверим нашу гипотезу.

Беру два одинаковых электрометра. Один наэлектризую эбонитовой палочкой. Соединяю наэлектризованный электрометр с не наэлектризованным электрометром проводником. Что произойдет?

Ответ: свободные электроны стержня окажутся в электрическом поле и придут в движение к незаряженному электроскопу, и он зарядится отрицательно.

Наша гипотеза подтвердилась. Заряды могут перемещаться.

-Как называется наблюдаемое явление ( Электрический ток)

Итак, тема сегодняшнего урока:

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.

Запишите, пожалуйста, в тетради тему урока.

Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.
Цель нашего урока : выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования. Познакомится с источниками электрического тока .

-Что называется электрическим током?

Упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля называют электрическим током.

— Как вы думаете, какие частицы приходят в движение под действием электрического тока?

В других проводниках (электролитах, газах) под действием поля могут двигаться любые заряженные частицы ионы, электроны.

— Почему ток был кратковременным? ( Ослабело электрическое поле, при этом прекратилось движение заряженных частиц.)

-Что нужно для поддержания электрического тока в проводниках? ( Наличие электрического поля)

Для существования электрического тока необходимы следующие условия:

а) наличие свободных электронов в проводнике;

б) наличие внешнего электрического поля для проводника.

Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее движение зарядов, исчезает.

-Как поддерживать внешнее электрическое поле? ( С помощью источников тока)

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

Что такое источники тока? Как они работают? Какие виды источников тока существуют?

Эксперимент №1 . Предлагаю собрать цепь, состоящую из батарейки и лампочки , соединенных последовательно. Какой вывод вы можете сделать? ( Существует электрический ток (лампа горит )движение свободных электронов; наличие внешнего электрического поля(источник питания)

Источник тока — это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию.

В любом источнике тока совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц, которые накапливаются на полюсах источника.

Существуют различные виды источников тока :

-Механический источник тока. Демонстрируется опыт № 3. Действие электрофорной машины. О конструкции и принципе работы этого источника тока рассказывает физик — экспериментатор ( ).(презентация №2)

Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины , то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.

Для того , чтобы ток протекал постоянно, необходимо непрерывно вращать ручку электрофорной машины. Конечно, таким образом создавать электрический ток длительное время невозможно.

Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть место спая, то в проволоках возникнет электрический ток (рис. 45). Такой источник тока называется термоэлементом. В нём внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию. При освещении некоторых веществ, например селена, оксида меди (I), кремния, наблюдается потеря отрицательного электрического заряда (рис. 46). Это явление называется фотоэффектом. На нём основано устройство и действие фотоэлементов. Термоэлементы и фотоэлементы изучают в курсе физики старших классов.

А сейчас нам ребята расскажут об истории создания первых источников тока:

а) Луиджи Гальвани( ) презентация 2

б) Алессандро Вольта.( ) презентация 3

Источники тока , у которых разделение положительных и отрицательных зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796году в честь ученого Гальвани.

Гальванический элемент состоит из цинкового сосуда (корпуса). В корпус вставлен угольный стержень, у которого имеется металлическая крышка. Стержень помещен в полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем. В элементе используется густой клейстер , приготовленный из муки на растворе нашатыря. Цинковый сосуд с содержимым помещен в картонную коробку и залит сверху слоем смолы. При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяется положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень-положительно заряженным. Между заряженным угольным стержнем и цинковым сосудом, которые называются электродами, возникает электрическое поле. Если электроды соединить проводником, то под действием электрического поля свободные электроны придут в движение. Возникнет электрический ток.

В быту часто применяют устройства, которые можно подзаряжать многократно – Аккумуляторы.

Аккумулятор – химический источник тока многоразового действия. Если поместить в раствор соли два угольных электрода, то гальванометр не показывает наличие тока. Если же аккумулятор предварительно зарядить, то его можно использовать в качестве самостоятельного источника тока. Существуют различные типы аккумуляторов : кислотные и щелочные . В них заряды разделяются так же в результате химических реакции . Электрические аккумуляторы используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей .

Аккумулятор (от лат. – Собиратель) – устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.

5 Минутка отдыха.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

Переплетите пальцы рук.

Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»

Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?

Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».

У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Вернёмся к теме сегодняшнего урока. Как она звучит?

Попробуем получить источники тока из того, что лежит у вас на столах. И объяснить наблюдаемые явления. В конце всех экспериментов нужно сделать общий вывод.

Закрепление нового материала

6 Экспериментальные задания.

Итак, попробуем самостоятельно собрать источник тока.

Для этого разделитесь на группы по 4-5 человек. У каждой группы на столе свой набор, описание эксперимента.

Проведите эксперимент и объясните явление. Результаты занесите в тетрадь.

К клеммам вольтметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к концу второго цинковую пластину. Пластины воткните в картофелину. Что произошло с вольтметром? Объясните наблюдаемое явление.

Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

К клеммам вольтметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к концу второго цинковую пластину. Пластины воткните в лимон. Что произошло с вольтметром? Объясните наблюдаемое явление.

Ответ: фрукты содержат в себе слабые растворы кислот, а разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Задание 3. Возьмем 3-4 картофелина , соединим их медной проволочкой . В одну из них воткнем оцинкованный шуруп , а в другую- кусок медного провода. Медный электрод соединим с положительным контактом светодиода, а оцинкованный шуруп с отрицательным. Светодиод загорится. Объясните эксперимент.

Пять оцинкованных шурупов завернутых в вату на которые аккуратно намотана медная проволока, соединены последовательно ( медь к цинку, цинк к меди). К контактам данной цепи подключен светодиод. Когда на вату попадает сок лимона, светодиод начинает светится. (Можно заменить уксусом, эффект такой же). Объясните данный опыт.

Обсуждение ответов каждой группы.

Каждая группа записывает результаты своего эксперимента в тетрадь. Делает вывод.

— Что вы обнаружили в каждом из опытов

— Что такое электрический ток.

-Условия существования электрического тока.

— Что вы изготовили в каждом опыте (гальванический элемент, источник тока)

— Что общего между всеми опытами. (Различные водные растворы проводят электрический ток, в результате химических реакций. В результате химической реакций внутренняя энергия преобразуется в электрическую.)

— Что является носителями заряда в экспериментах ( ионы + -)

Вывод из серии экспериментов: Мы изготовили источники тока, гальванические элементы. В них внутренняя энергия, которая образуется в результате химической реакций преобразуется в электрическую. Возникает электрический ток. Носителями зарядов в растворах являются + — ионы, которые образуются в результате распадов молекул.

5. Работа с учебником:

Откройте учебники на с. 95. На рис 44-48 рассмотрите различные источники тока, найдите информацию и заполните таблицу.

Источник