Меню

Провода для пайки звукоснимателей

Как спаять гитарный или инструментальный кабель

Теперь, когда мы рассмотрели основы пайки , пришло время заняться своим первым маленьким проектом, а именно – инструментальным кабелем для гитары или любого другого электроинструмента. Для начинающего радиолюбителя это отличный способ приобрести первый опыт паяльного ремесла. Потому что это сравнительно дешево и без риска испортить дорогие комплектующие. Помимо паяльника и припоя, все, что вам потребуется – это подходящий кабель и пара джеков 6,3. Последние можно запросто купить в любом музыкальном магазине, также как и в радиомагазине.

Как известно, чем дороже провод, тем он лучше – меньше сопротивление и лучше экранирующая оплетка. Диаметр кабеля имеет значение, поскольку он должен быть совместим с джеками, иначе пластиковая рубашка джека попросту не налезет на провод. Необходимо учитывать это при выборе кабеля и джеков. Самые ходовые джеки – это следующие марки: Neutrik, Invotone, Stagg, Force, Soundking, Amphenol.

Подготовка кабеля

Для начала нужно зачистить провод от изоляции – обратной стороной кусачек или острым ножом снять черный внешний слой изоляции, перед этим продев на провод резьбовой чехол от джека, который прикручивается к задней его части. Можно использовать керн или маленькую отвертку для распутывания экранирующей рубашки, которую потом следует закрутить в один цельный провод и облудить.

Все провода облужены перед пайкой

Затем сигнальный провод высвобождается от светлой изоляции на длину 4 мм. Оголенные провода центральной жилы также скручиваются вместе и затем облуживаются. Это важно для достижения прочных паяных соединений.

При лужении проводов следует соблюдать аккуратность и долго не прогревать паяльником эти проводки, поскольку изоляция может оплавиться и оставить оголенной несколько больше провода, чем на то требуется. Когда все четыре провода (два экранирующих и два сигнальных) правильно облужены с обоих концов, следует заняться лепестками джеков.

Подготовка джеков

Нанесение припоя на лепестки штекеров

Чтобы сделать паяные соединения максимально простыми, нужно заранее нанести припой на лепестки штекеров. Припой должен затечь в экранную часть и центральный канал, чтобы в дальнейшем нагреть нужный лепесток и припаять к нему нужный провод.

Если вы попытаетесь руками держать джек во время пайки, то легко можете обжечь себе пальцы. Поэтому целесообразно для этого дела использовать маленькие тиски или специальное приспособление типа «третья рука» с крокодилами, как показано на рисунках.

С «третьей рукой» можно зажать в крокодилах джек и провод на нужном расстоянии друг от друга, не боясь, что пайка будет шататься во время затвердевания. Как правило, сначала припаивается экранный провод, а затем – сигнальный провод к нужным лепесткам джека.

Сначала припаивается экран, а затем - сигнальный провод

Сборка джека

Штекер типа

В инструкциях Neutrik указано, что конец пластикового патрона необходимо отсоединить, когда внешний диаметр кабеля превышает 5 мм. Внешняя крышка гнезда надевается на секцию штекера, и обратная часть сдвигается вверх, чтобы встретить ее, прежде чем они будут привинчены друг к другу.

Финальная сборка джека

В джеках Neutrik пластиковый зажим крепится вокруг кабеля, чтобы надежно удерживать его в случае механических нагрузок. В простых металлических джеках все ещё проще: на экранный и сигнальный лепестки надевается пластиковая прозрачная трубка и после этого закручивается внешняя металлическая основа.

Если вы подключили гитару к усилителю при помощи спаянного провода и не услышали звука, вероятно, вы замкнули сигнальную жилу на экран. Короткое замыкание можно также проверить при помощи мультиметра.

Источник

Проводка внутри гитары

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Давно хочу сделать перепаять внутреннюю проводку своей гитары + сделать экранировании, но руки все не доходят… Если с экранированием все более-менее ясно, так как есть огромная тема по этому поводу на GP, то вот с внутренней проводкой все менее очевидно, хотя в упоминаемой теме и про нее есть.

Однако же, на Великом и Могучем инфы все же маловато, тут, как обычно, на помощь приходит гугл и словарь.
В общем, предлагаю вашему вниманию статью про внутреннюю проводку гитары с Singlecoil.com.

Сделай проводку!

Настало время поговорить о проводке внутри ваших гитар. Это момент часто недооценивают, а ведь плохая проводка может полностью испортить ваш звук. С другой стороны надежная кабель и проводка внутри вашей гитары может быть фактором, формирующим тон для правильной отстройки звука, и конечно хорошая проводка может показать звучит ли ваша гитара хорошо, или даже отлично!

Часто можно встретить гитары с посредственной проводкой и дешевыми комплектующими, с паршивой пайкой, плохими кабелями, очень дешевыми конденсаторами и прочими вещами, распространенными сейчас. Все это очень плохо может влиять на сам звук, а так же надежность и стабильность звучания гитары, поэтому стоит потратить время и позаботиться об этих вещах.

Читайте также:  Как протянуть электрический провод от столба до дома

Прежде всего, посмотрите на существующую проводку и зарисуйте ее. Отпаяйте дрянные провода и выкиньте их! Если вы хотите поменять выходной джек, потенциометры, переключатель звукоснимателей для гитары и т.п., то сейчас самый подходящий для этого момент. Так же можно заменить конденсатор на потенциометре тона на конденсатор другого типа или номинала, и сделать любой мод, какой вы захотите. После установки новых элементов (если вы решились на это) просто сделайте новую проводку высококачественным кабелем от точке к точке (point to point) и дело в шляпе! Уделите внимания точкам пайки. Не забудьте соединить с землей все потенциометры и стратовское тремоло или пластину на бридже Телекастера. Ваша гитара отблагодарит вас надежностью и более открытым и дышашим звуком!

Теперь поговорим немного о кабелях в общем, и о том как определить хорош или плох кабель, и конечно, отделим мифы о кабелях от реальности.

В старые добрые времена,Fender и Gibson использовали то, что в данный момент было доступно. Особенно Fender славился закупками всего того, что было доступно дешево и помногу. Однако, именно тот звук является эталоном для многих гитаристов и сегодня, и кабеля, используемые в то время, являются одним из ключевых компонентов звука.

По сути, нам придется разделить все кабели на две основные категории:
1. Инструментальные кабели;
2. Спикерные кабели.
Проводка внутри гитары, на самом деле выполняется не инструментальными кабелями, но мы можем взять несколько правил для инструментальных кабелей и перенести их на проводку внутри гитары. Инструментальные кабели имеют дело с высокоомным и слаботочным окружением. Если по простому, то это значит, что они «питают» усилитель или другое устройство, у которого большое сопротивление между «землей» и сигналом (тысячи Ом). К тому же, по ним течет малый ток, измеряющийся в тысячных ампера с малым напряжением. Так же, из-за того, что такие кабели подключают к устройствам, у которых довольно большое выходное сопротивление (например, к электрогитарам), кабели с высокой внутренней емкостью будут довольно значительно ухудшать высокие частоты, особенно если кабель длинный.

Подождите, а что же с потерей громкости сигнала в проводе? Помните, мы говорили, что такие кабели «питают» высокоомные приборы? Так вот, даже самый дешевый, тонкий и дрянной медный кабель, который вы сможете найти будет иметь сопротивление всего несколько Ом на 100 футов (

30.5 м) или даже меньше. На практике это означает, что несколько Ом и ноль – это практически одно и тоже, по сравнению с тысячами Ом с входным сопротивлением в тысячи Ом.

Но этот супер-дешевый кабель может не подойти нам по другим причинам, например, у него очень большая емкость, и он будет просто убивать высокие частоты.

Теперь давайте обсудим спикер-кабели. Спикер-кабели работают в среде, которая совершенно противоположеа среде инструментальных кабелей. Спикерные кабеля подключаются к низкоомному выходу усилителя с одной стороны, и низкоомному входу громкоговорителя – с другой. К тому же, они переносят относительно большие токи и напряжения. Поэтому эти кабели очень чувствительны к собственному внутреннему сопротивлению.

Хорошо, а что насчет емкости? Емкость не критична для таких низкоомных цепей, т.к. даже значительная емкость все равно будет иметь импеданс, который значительно больше сопротивления по сравнению с выходным импедансом усилителя, поэтому, в таком случае, емкость не будет влиять на высокие частоты.

Множество дорогостоящих для музыкантов мифов связано с тем, что критичные характеристики инструментальных кабелей переносят на спикер-кабели и наоборот. Например, для спикерного кабеля критично сопротивление, а увеличение диаметра уменьшает погонное сопротивление кабеля, поэтому толстый провод хорош для спикер-кабеля. К сожалению, многие музыканты применяют ту же логику («толще, значит лучше») и к инструментальным кабелям. Это дорогостоящее непонимание того, что делает инструментальный кабель хорошим!

Кстати, более подробно о гитарных (и не только) кабелях мы говорили в статье «Шаманские пляски вокруг кабелей».

Принимая в расчет все вышенаписанное, мы можем сформулировать три простых правила для хороших и подходящих кабелей для проводки внутри гитары:

1. Нужен кабель с наименьшей емкостью;
2. Диаметр кабеля не важен. Толстый провод не означает лучший звук;
3. Кабелем должно быть удобно пользоваться для внутренней проводки.

Лучший кабель можно найти в разных местах: начиная от больших компаний, типа Mauser и заканчивая местным магазином для радиолюбителей. Так же можно посмотреть в специализированных гитарных магазинах, в большинстве из них продают хороший стандартный провод.

Читайте также:  Станок для зачистки проводов swt508c

Когда мы говорим о формировании звука, то есть по крайней мере два типа кабелей, на которых я бы хотел остановиться подробнее.

Переиздания винтажных проводов в или в «тканевых» и «плетеных кабелей («cloth» wire and «braided» wire)

Такой кабель очень похож на оригинальные провода в изоляции из вощеного хлопка, который использовались в Fender и Gibson в золотые дни гитарной эры. Такой кабель в вощеной хлопковой изоляции называют «тканевым», в то время как «плетеный» кабель – это кабель с луженой центральной медной жилой 22-го калибра, в луженом же плетенном медном экране. «Плетеный» кабель часто используют для реставрации или модификации гитар Gibson. Винтажный «тканевый» кабель – это кабель 22-го калибра, обернутый в хлопок. В США этот кабель выпускают те же компании, которые делали его для Fender в стародавние времена.

Идеален для реставрации старых гитар и усилителей или для «ретро» проектов. Вощеный, как в старину. Одно удовольствие работать с таким – нужно просто обрезать до нужной длины и чуть-чуть оттянуть изоляцию. Отсутствие призвуков пластиковой изоляции дает хороший, натуральный звук от плетеного луженого высококачественного медного провода 22-го калибра, поэтому он всегда в цене. Иногда такой кабель можно найти новым, но произведенным «тогда» (NOS – New Old Stock).

Так что, если вы ищете винтажный звук, я настойчиво рекомендую этот провод. Он действительно дает различия в звуке.

Серебряный кабель в тефлоновой изоляции

Обычно это очень хороший плетеный кабель, состоящий из более чем 20 отдельных жил из чистого серебра, часто используется в hi-fi. Тефлоновая изоляции идеальна для пайки… паяльник никогда не будет настолько горячим, чтобы расплавить или повредить изоляцию! Кабель легко прокладывать, и он дает очень прозрачный, натуральный и напористый звук. По сравнению с обычным кабелем, сигнал несколько громче и лучше слышно звучание каждой струны в отдельности. Мне нравится описывать этот эффект, как «натуральный звук звукоснимателей». Четкость звучания, которую дает кабель просто потрясает, а вместе с хорошими никелевыми струнами вы услышите от вашей гитары то, что никогда не слышали. Естественно, такой кабель особенно высококачественный для военных нужд не дешев, но его стоит попробовать, если вы ищете самый прозрачный, натуральный и открытый звук.

В заключении, я хочу немного поговорить об экранировании проводов внутри гитары. Естественно, что вы можете использовать экранированные кабели для проводки внутри гитары, и даже в некоторых условиях это будет иметь смысл. Но, по правде говоря, у меня нет ни одной гитары с проводкой из экранированных кабелей, и у меня никогда не было никаких проблем из-за этого. Загляните в любой винтажный Les Paul, Telecaster или Stratocaster и вы не найдете там ни одного экранированного провода!

Неплохим компромиссом будет использования экранированного кабеля для присоединения к выходному джеку, т.к. обычно это самый длинный кабель внутри гитары и он наиболее подвержен наводкам и помехам, особенно в полуакустических гитарах. Все остальные соединения действительно короткие, так что вероятность того, что они будут ловить наводки очень мала.

Так же хочу поделиться олд-скульным трюком, который использовался еще в ламповую эпоху, так же некоторые технари рекомендуют использовать и сейчас. Я так же, использую этот трюк в своих гитарах и он отлично работает!

Вместо использования экранированного кабеля для присоединения к выходному джеку, вы можете использовать два обычных кабеля, просто скрутив их вместе, как на картинке.

Витая пара

Это обеспечивает дополнительное экранирование и будет работать так же хорошо, как обычное экранирование. Так же, можно использовать этот небольшой трюк в усилителях и, конечно, для любых кабельных соединений внутри гитары. В качестве дополнительного бонуса этот метод можно использовать для соединения звукоснимателей любого страта или телека. Разницу в звуке легко услышать, и вам нужно будет решить, нравится ли вам такой звук или нет. Это широкое поле для экспериментов, поэтому не стесняйтесь поиграть с этим. Всем спасибо, и я не буду утомлять вас физическим обоснованием этого трюка.

А вот я, пожалуй, немного поутомляю. Если вспомнить мою статью «В фазе или противофазе?», то можно догадаться в чем-тут дело. Такую вот скрутку проводов называют «витая пара», и фишка тут в том, что на выходе полезный сигнал от двух проводов должен складываться, т.к. он в фазе, а помехи – взаимно удаляться, т.к они в противофазе (см. симметричные или балансные линии). Однако, думается мне, на практике тут симметрией и не пахнет, поэтому автор и предлагает попробовать и послушать звук.

Ну, и опять же, неплохо, думается, помогает экранировка самой гитары. 😉

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник



Распайка звукоснимателей (H)

Темброблок гибсон

Итак, приходит время, и тебе, мой дорогой друг-гитарист, хочется внести чего-то новое в звучание своего инструмента. И если усилок уже подобран, примочки любимые найдены, на очереди скорей всего будут стоять звукосниматели. А их просто так перетыкиванием не поменяешь, придется паять. В интернете, конечно, есть множество схем распайки для различных гитар, но я все равно решил написать эту небольшую серию статей, в которой расскажу о самых основах пайки гитарной электроники. Поэтому, я надеюсь, после прочтения этих статей, вы не только будете следовать уже готовым схемам, но и сможете разработать и свою схему распайки под свои нужды. В первой части начнем с самого простого — это схема подключения одного хамбакера с ручкой громкости и тона.

Данная схема является достаточно популярной среди гитаристов, потому что многие нековым датчиком не пользуются вообще. Для начала нужно кое-что уяснить. На вход усилителя подается напряжение, которое в дальнейшем усиливается и подается на динамик. В результате чего мы и слышим звук. Напряжение создается между двумя контактами: земля и сигнальный контакт. На гитарном джеке это соответственно круглая часть и наконечник.

Если напряжение между сигнальным контактом и землей будет равно нулю, то динамик не будет издавать ни звука. То есть будет просто тишина.

Разводка хамбакера

Хамбакер — это две катушки из проволоки, которые намотаны в противофазе, то есть, грубо говоря, в разные стороны. Края этих катушек соединяются с проводами. Таким образом имеем по 2 провода с каждой катушки (начало и конец обмотки) и еще один провод — экран или оплетка.

Катушки называют «северной» и «южной» в зависимости от их полярности. Чтобы не путать провода, производители делают их разных цветов. Но к сожалению единого цветового стандарта нет, поэтому один и тот же цвет у разных производителей может обозначать разный провод.

Разводка хамбакера

На рисунке изображена классическая схема распайки хамбакера. Помимо нее существует еще несколько схем. Самая популярная это схема с отсечкой, когда одна из катушек отключается от цепи и хамбакер работает как сингл. Как сделать отсечку читайте в этой статье. Также можно подключать катушки параллельно и в противофазе. В рамках данных статей они рассматриваться не будут.

Если из хамбакера выходят только два провода, значит производитель уже подсуетился за вас и два других спаял вместе внутри корпуса. Наружу выходят лишь North Start и South Start. Это конечно надежнее, но менее функционально. Например, отсечку сделать уже не получится.

Распайка хамбакера с регулятором громкости

Теперь переходим непосредственно к схеме пайки нашего хамбакера в гитару. Как видим у нас есть 2 провода: сигнальный и земля. По сути их уже можно припаять к джеку и все будет работать. Но, если мы хотим чтоб было все по-человечески, то есть хотя бы с регулятором громкости, то нужно разобраться с потенциометрами. Итак, что он из себя представляет:

Потенциометр

Стандартный потенциометр имеет 3 выхода. Два крайних из них связаны резистивной полосой, а средний по этой полосе движется. Таким образом, если мы подпаяем сигнальный провод к левому контакту, а землю к правому, предварительно припаяв его к корпусу потенциометра, то на средний контакт будет поступать полный выход сигнала. В зависимости от положения ручки он будет либо увеличиваться, либо уменьшаться. Продемонстрируем все вышесказанное на диаграмме ниже.

Распайка с ручкой громкости

Распайка хамбакера с регулятором громкости и регулятором тона

Теперь в нашу нехитрую схему добавим регулятор тона. Лично я им не пользуюсь, но может кому-то он и нужен. Ручка тона работает иначе, чем регулятор громкости. В цепи будем использовать конденсатор.

Чтобы добавить регулятор тона в цепь, соединим вход потенциометра громкости с одним из крайних контактов потенциометра тона. Затем между средним контактом тона и землей впаиваем наш конденсатор. Третий контакт не используется. Таким образом, при кручении ручки тона в ноль, большая часть сигнала начинает проходить через конденсатор, где фильтруются высокие частоты и убираются на землю

Распайка с ручками громкости и тона

Вот, в общем-то и все. Как видите схемы до безобразия простые и, я думаю, общий принцип понятен. В следующей статье попробуем добавить в нашу схему еще звукосниматель и сделаем переключение между ними с помощью трех-позиционного переключателя.

Источник