Меню

Шиносоединительный выключатель что это

Ру с двумя системами сборных шин

В РУ с двумя системами сборных шин каждое присоединение содержит выключатель и 2 ШР, которые служат для изоляции выключателей от сборных шин при их ремонте, а также при переключении с одной системы сборных шин на другую без перерыва в их работе.

ЛР – линейный разъединитель

ШСВ – шиносоединительный выключатель

ЛР стоят для безопасного ремонта выключателей линий передач W1 и W2. Обе системы сборных шин являются рабочими. Источники и нагрузка равномерно распределяются между шинами разъединителями. Обычно QA нормально замкнут, иногда он нормально разомкнут для ограничения тока КЗ.

Переключение присоединений с одной шины на другую производится шинными разъединиителями — ШР. Операции разъединителями допускаются, если цепь отключена выключателем или разъединитель шунтирован ветвью с малым сопротивлением.

Все ШР шунтированы через сборные шины ШСВ. В этих условиях можно включить в любом присоединении разъединитель одной системы и отключить разъединитель другой системы. При переключениях ток присоединения перемещается из одного ШР в другой. При разомкнутом ШСВ недопустимы. Во избежание случайного отключения ШСВ, ПТЭ требует отключить цепь отключающего электромагнитного выключателя QA.

Во избежание неправильных операций с ШР предусматривают блокирующие устройства, запрещающие операции с ШР.

Возможность поочередного ремонта сборных шин без перерыва работы присоединений

Возможность деления системы на две части с целью повышения надежности

Возможность ограничения токов КЗ в сети, но при этом QA отключен.

При ремонте одной из систем шин нарушается нормальная работа РУ  снижается надежность на время ремонта

При КЗ в QA нарушается нормальная работа обоих систем сборных шин

В случае внешнего КЗ и отказе выключателя этого присоединения отключается вся система шин

Ремонт выключателя и ЛР связан с отключением на время ремонта данного присоединения

Частые переключения с помощью разъединителей увеличивают вероятность повреждения в зоне сборных шин по сравнению с одной системой сборных шин при том же числе присоединений

Недостатки частично устраняются путем усложнения и удорожания схемы. Чтобы обеспечить возможность поочередного ремонта выключателей без перерыва в работе предусматривают обходную систему шин и обходной выключатель. При большом числе присоединений используют секционирование сборных шин.

Лекция 10 Схемы с обходной системой шин

Секционирование производится с помощью нормально замкнутых выключателей и предусматривает 2 шиносоединительных и 2 обходных выключателя. Если на РУ более 8 присоединений, то их надо распределить на 2 секции. (Рис.10.1.)

QA – ШСВ (шиносоединительный выключитель)

ОВ – обходной выключатель

QB – секционный выключатель

ШР – шинный разъединитель

Схема должна быть симметричной.

Линия W1 подключается в какой-либо из двух систем шин, т.е. один ШР замкнут, а второй ШР разомкнут. При КЗ на секции, эта секция отключается секционным выключателем и шиносоединительным выключателями. В России больше 2-х систем шин не применятеся.

В такой схеме можно уменьшить число выключателей, объединив функции обходных и шиносоединительных выключателей. При двух секциях необходимо 2 выключателя QA1 и QA2 с совмещенными функциями ОВ и ШСВ.

СР – секционный разъединитель

При нормальной работе на двух системах сборных шин QS2 отключен, а QS5, QS8 и QS1 включены. Выключатель QА1 включен, он выполняет в нормальном режиме функции ШСВ.

В случае ремонта выключателя Q1, который был присоединен к СШ1 (т.е. QS3 – включен, QS4 – отключен) необходимо отключить QA1 и QS5, включить обходной разъединитель QS7. После этого надо включить выключатель QA1. На какое-то время блок включается через 2 параллельные ветви. Затем отключаем Q1, QS5, QS6, включаем заземляющие ножи и можно приступать к ремонту Q1, после окончания которого схему требуется привести в исходное состояние.

Такие схемы РУ (с 2 системами СШ и ОСШ) применяются на напряжения 110-220 кВ и большом числе подключений.

Источник

Релейная защита шиносоединительных и обходных выключателей

На шиносоединительных (секционных) выключателях при работе подстанции на двух системах шин по фиксированной схеметиповыми проектами предусматриваются, как правило, одно и двухс­тупенчатые ненаправленные максимальные токовые защиты с пуском минимального напряжения (или без него), токовые защиты обратной последовательности и ступенчатые защиты нулевой последователь­ности. Чаще всего из-за невозможности отстройки междуфазных за­щит от максимальных перетоков через шиносоединительный (секцион­ный) выключатель (ШСВ) и получения необходимой чувствительности данных защит на этих выключателях используются только защиты ну­левой последовательности.

Читайте также:  Что лучше прерывать фазу или ноль выключатель

Устройства релейной защиты на ШСВ могут использоваться:

Для разделения систем шин при к.з. на одной из них в условиях, когда отсутствует или отключена дифференциальная защи­та шин (ДЗШ).

При этом оперативный персонал вручную вводит ускорение действия устройств РЗ ШСВ на время вывода защиты шин.

Если устройства нормально отключены, оперативный персонал включает их при выводе ДЗШ.

Для защиты от к.з. опробуемой напряжением системы шин или другого оборудования при подаче напряжения на эту систе­му шин (оборудования) через ШСВ.

В этом случае устройства релейной защиты ШСВ нормально отк­лючены.

Устройства релейной защиты на обходном выключателе ис­пользуются, как правило, для защиты от к.з. присоединения, вклю­ченного через ОВ и обходную систему шин (либо для ремонта выклю­чателя этого присоединения, либо для проверки устройств его ре­лейной защиты), а также для защиты от к.з. опробуемой через ОВ обходной системы шин.

Устройства РЗА на ОВ должны быть аналогичны указанным в п.2.1.3. Указанные защиты должны быть пригодны для защиты всех заменяемых линий.

При замене обходным выключателем выключателя трансфор­матора или блока все защиты трансформатора или блока переводятся на отключение ОВ, т.е. защиты последнего в этом случае не ис­пользуются.

В тех случаях, когда при замене выключателя трансформатора дифзащита трансформатора подключается к встроенным в трансформа­тор ТТ, для защиты ошиновки,от встроенных ТТ до ТТ обходного выключателя,как правило,используется одна,две ступени дистанцион-

ной и направленной токовой защиты нулевой последовательности ОВ.

Для обеспечения эффективного дальнего резервирования релейной защиты на многих станциях и подстанциях, работающих по фиксированной схеме на сторонах высшего напряжения 110-220кВ,вы­полнены цепи отключения ШСВ 110-220кВ с первой выдержкой времени от защит блоков (АТ),действующих при внешних коротких замыканиях.

ШСВ и ОВ 110-220кВ оборудованы устройствами АПВ для осуществления АПВ заменяемого присоединения или же осуществления АПВ шин.

Источник

Обслуживание РЗиА и вторичных цепей — Релейная защита шиносоединительных и обходных выключателей

Содержание материала

Устройства релейной защиты на шиносоединительных выключателях (ШСВ) могут использоваться: для разделения систем шин объекта при к. з. на прилегающих присоединениях в целях сохранения в работе одной из систем шин, когда отказывает в действии релейная защита поврежденного присоединения или выключатель этого присоединения (при отсутствии УРОВ);
для разделения систем шин при к. з. на одной из них в условиях, когда отсутствует или отключена дифференциальная защита шин;
для защиты от к. з. опробуемой напряжением системы шин или другого оборудования при подаче напряжения на эту систему шин (оборудование) через ШСВ
для защиты от к. з. присоединения, выключатель которого выведен в ремонт и заменен шиносоединительным, когда все другие присоединения включены на одну систему шин (при отсутствии обходной системы шин и обходного выключателя).
Учитывая, что использование устройств РЗА ШСВ зависит от режима его работы, оперативный персонал всех смен должен тщательно проверить соответствие отключающих устройств и настройки защитных устройств (по записям в журнале) режиму работы ШСВ после его изменения.
Для каждого из перечисленных выше режимов устройства релейной защиты ШСВ должны быть соответственно отрегулированы службой РЗАИ. Для третьего режима (опробование напряжением системы шин) на ШСВ должны быть введены защиты, действующие без выдержки времени при к. з. на опробуемом оборудовании.
Следует заметить, что в последнем, четвертом, режиме на ШСВ используют сложные устройства (дистанционная защита от междуфазных к. з. в сочетании с многоступенчатыми направленными максимальными токовыми защитами от к. з. на землю) в отличие от одно- двухступенчатых, как правило, ненаправленных максимальных токовых защит, которыми оснащается ШСВ при использовании их в первых трех режимах.
На некоторых объектах ШСВ в нормальном режиме находятся в резерве (при раздельной работе систем шин или при работе всех присоединений через одну рабочую систему шин, когда вторая система шин является резервной). При этом устройства релейной защиты на ШСВ должны быть включены и отрегулированы так, чтобы ток срабатывания устройств был больше максимального тока нагрузки, который может проходить через ШСВ при возможных режимах его включения, а выдержка времени устройств была бы равна нулю.
Устройства релейной защиты на обходных выключателях (ОВ) используются, как правило, для защиты от к. з. присоединения, включенного через ОВ и обходную систему шин (либо для ремонта выключателя этого присоединения, либо для проверки устройств его релейной защиты), а также для защиты от к. з. опробуемой напряжением через ОВ обходной системы шин. Устройства релейной защиты на ОВ столь же сложны, как и резервные защиты линий на данном объекте.

Читайте также:  Выключатель автоматический 25а tdm

Вопросы для самопроверки
Принципы действия газовой защиты трансформатора.
Для чего применяют схему самоудерживаиия выходного промежуточного реле газовой защиты и как эти схемы выполняются?
Каковы обязанности оперативного персонала по обслуживанию газовой защиты в нормальном режиме?
Каковы действия оперативного персонала при срабатывании сигнального элемента газовой защиты?
Каковы действия оперативного персонала при срабатывании газовой защиты на отключение трансформатора?
В каких случаях переводят действие газовой защиты с «Отключения» трансформатора «На сигнал»?
Каково назначение дифференциальной защиты шин?
Как осуществляется избирательность действия дифференциальной защиты шин с фиксированным распределением присоединений при к. з. на одной из систем шин (использовать схему рис. 18)?
Каковы действия оперативного персонала при увеличенном токе небаланса в нулевом проводе токовых цепей защиты шин?
10. Каковы действия оперативного персонала при появлении сигнала «Неисправность дифференциальной защиты шин»?
11. Что необходимо проверить перед опробованием системы шин напряжением через шиносоединительный (секционный) выключатель?
Какие изменения в схеме дифференциальной защиты шин надлежит выполнить персоналу службы РЗАИ при опробовании системы шин включением присоединения объекта?
Каково назначение релейных защит ШСВ и обходного выключателя и какая выдержка времени защиты ШСВ должна быть обеспечена для третьего режима?

Источник



Диспетчерские наименования энергетических объектов — Диспетчерские наименования элементов схем

Содержание материала

В случае, если элемент схемы образует присоединение, то его диспетчерское наименование состоит из сокращенного буквенно-цифрового обозначения, которое будет являться наименованием присоединения, и класса напряжения.
В случае, если элемент схемы не образует присоединения, то его ДН состоит из сокращенного буквенно-цифрового обозначения, класса напряжения, наименования присоединения. Существуют отклонения от этих правил для функционально определенных элементов схем. Эти правила описаны ниже.

Диспетчерские наименования функционально-определенных элементов схем

Перечень функционально-определенных элементов схем приведен в таблице .

Таблица. функционально-определенные элементы схем.

Наименование

Буквенное сокращение

Примечание

Трансформатор собственных нужд

как разъединитель с одним заземленным концом.

Линейный разъединитель

Разъединитель является линейным, если одним концом он соединен с линией (КЛ или ВЛ) или элементом, являющимся частью линии – фидером, муфтой, связъю с объектом. Другим концом он не должен быть присоединен к ОШ – обходной шине.

Шинный разъединитель

Как правило, разъединитель, соединенный с шиной называется шинным (исключение составляют разъединители обходных шин и трансферов, секционные разъединители, см. ниже).
Для шинного разъединителя необходимо указывать сокращенное обозначение (ШР), наименование секции, с которой он соединен, и наименование присоединения. Это необходимо для однозначного именования шинных разъединителей одного присоединения, соединенных с разными секциями шин. В этом случае все элементы, стоящие в цепи шинного разъединителя от шины до узла, соединяющего в себе более двух элементов схемы или до сдвоенного реактора, должны содержать в диспетчерском наименовании имя секции шин, к которой они присоединены. Это относится и с разъединителям, и к выключателям, реакторам. Иногда, в случае, если у присоединения один шинный разъединитель, ДН упрощают и не указывают, с какой шиной соединен шинный разъединитель. Тем не менее, в оперативных переговорах как правило уточняют эту информацию на словах.

Пример:
ШР 1 сек. 110 кВ Т-1: 1 сек. 110 кВ – наименование секции, Т-1 – наименование присоединения.

Разъединитель трансформатора напряжения

Могут быть установлены на линиях и шинах. Именуются ТР ТН-1 500 кВ ВЛ Липки – Рюмино. На шинах в зависимости от местных правил могут именоваться как ШР ТН-1 10 кВ, или ТР ТН-1 10 кВ.

Секционный разъединитель

Разъединитель, стоящий в цепи секционного выключателя.
ДН включает в себя имя разъединителя (СР), ДН секционного выключателя,
Пример: СР 10 кВ СМВ 1-3 сек. в стор. 3 сек.

Обходной разъединитель

Разъединитель, соединенный с обходной шиной.
Примеры : ОР ТН 220 кВ ОСШ, ОР 110 кВ Т-1,
ОР 110 кВ ВЛ Тяговая – Пущино.

Трансформаторный разъединитель

Разъединитель в цепи обмотки трансформатора, Ближайший к трансформатору разъединитель.
Пример: ТР 10 кВ Т-1. В случае, если он соединен с шиной в схемах четырехугольников, мостов используется наименование ТР.

Трансформатор собственных нужд

Именуется как трансформатор, только вместо Т стоит ТСН.

Заземляющий нож

Наименование заземляющего ножа состоит из префикса ЗН, наименования разъединителя или другого коммутационного аппарата, на котором установлен ЗН, и указания, в какую сторону включен заземляющий нож. «Сторона», в которую включается заземляющий нож, это ближайший к ЗН в электрической цепи элемент схемы в сторону, противоположную разъединителю, на котором установлен ЗН. Пример:
ЗН РЛ-220 кВ ВЛ Тяговая – Пущино в стор. ВЛ,
ЗН РЛ-220 кВ ВЛ Тяговая – Пущино в стор. МВ.
ЗН МВ-10 кВ ТСН-1 в стор. ТСН-1

Поскольку операция заземления является очень ответственной операцией, необходима предельная точность в указании места, куда устанавливается заземление.
Но в некоторых предприятиях используют не однозначные правила именования заземляющих ножей, не указывая, в какую сторону установлен заземляющий нож, если он единственный на разъединителе. Однозначность наименования в этом случае соблюдается, но меняется правило наименования заземляющих ножей и точность диспетчерского наименования.
Аналогично именуются и короткозымыкатели на отделителях.

В случае, если заземляющий нож отдельно установлен для заземления шин, то наименование шины служит для него именем присоединения : ЗН 1 СШ 110 кВ в ст. .

Обходные шины

Наименование обходных шин состоит из сокращения ОШ и класса напряжения. В некоторых случаях, когда в пределах одного распредустройства несколько обходных шин одного класса напряжения, им присваивают различные номера. Например : ОШ-1 110 кВ,
ОШ-2 110 кВ. Обходные шины предназначены для перевода какого либо присоединения со своего выключателя на выключатель обходной системы шин без перерыва в электроснабжении.

Обходной выключатель

Обходной выключатель предназначен для перевода нагрузки какого-либо присоединения через обходную систему шин. Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение.

Пример: ОР -110 кВ ОВ, ШР 1 сек. 110 кВ ОВ. В наименовании выключателя может учитываться тип выключателя, например: ШР 1 сек. 220 кВ ОВВ (воздушный).

Секционный выключатель

Если выключатель соединяет секции, у которых нет общих присоединений — это будет секционный выключатель.
Секционный выключатель предназначен для соединения секций шин. Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение. Пример : СВ 110 кВ.
В случае, если в распредустройстве больше двух секций, то в наименование секционного выключателя добавляются наименования секций, которые он соединяет.
Пример : СВ 1–3 сек. 10 кВ

Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение.

Пример: СР 1 сек. 110 кВ СВ . В наименовании выключателя может учитываться тип выключателя, например: СР 1 сек. 220 кВ СВВ (воздушный).

Шиносоединительный выключатель

Если в схеме распредустройства две шины с возможностью перевода присоединения как на одну, так и на другую шину, (в присоединении два шинных разъединителя ) то выключатель, соединяющий шины называется шиносоединительным (ШСВ). Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение. Примеры: ШСВ 110 кВ. Рш 1 сек. 110 кВ ШСМВ.

Буквенные обозначения элементов схем

Источник

Выключатель провод счетчик © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

No