Меню

Уроки по физике 8 класс перышкин по теме электрический ток

Уроки по физике 8 класс перышкин по теме электрический ток

учительучительучительучитель

Физика 8 Перышкин. Поурочные планы. Подробное поурочное планирование по физике для 8 класса (УМК Перышкин), ознакомительная версия. Ориентировано на работу с базовым учебником: «А.В. Перышкин. Физика 8 класс — М.: Дрофа». При постоянном использовании необходимо купить книгу: Поурочные разработки по физике. 8 класс / Н.С. Шлык. — М.: ВАКО. Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

Физика 8 Перышкин.
Поурочные планы

ГЛАВА 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Урок 1. Тепловое движение. Температура.

Урок 2. Внутренняя энергия.

Урок 3. Способы изменения внутренней энергии тела

Урок 4. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Урок 5. Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

Урок 6. Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Урок 7. Удельная теплоемкость

Урок 8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Решение задач

Урок 9. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Урок 10. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Урок 11. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Урок 12. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Урок 13. Тепловые явления. Решение задач.

Урок 14. Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».

Урок 15. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Урок 16. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

Урок 17. Способы расчета количества теплоты, необходимого для плавления вещества. Решение задач

Урок 18. Испарение. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Урок 19. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач.

Урок 20. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Урок 21. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха».

Урок 22. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Урок 23. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Урок 25. Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Урок 26. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Урок 27. Электроскоп. Электрическое поле.

Урок 28. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов

Урок 30. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

Урок 31. Электрический ток. Источники электрического тока.

Урок 32. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах.

Урок 33. Действия электрического тока. Направление электрического тока

Урок 35. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Урок 36. Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

Урок 37. Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Урок 38. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Удельное сопротивление. Расчет сопротивления проводника.

Урок 39. Закон Ома для участка цепи

Урок 40. Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» .

Урок 41. Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач

Урок 42. Последовательное соединение проводников

Урок 43. Параллельное соединение проводников

Урок 44. Закон Ома для участка цепи. Методы расчета основных параметров последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач.

Урок 45. Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Соединение проводников»

Урок 46. Работа и мощность электрического тока

Урок 47. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Урок 48. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля — Ленца.

Урок 49. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

Урок 50. Конденсатор

Урок 51. Повторение и обобщение по теме «Электрические явления» .

Урок 52. Контрольная работа № 4 по теме «Электрические явления».

ГЛАВА 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Урок 53. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Урок 54. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Урок 55. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Урок 56. Действие магнитного поля на проводнике с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Урок 57. Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные явления»

ГЛАВА 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Урок 58. Источники света. Распространение света

Урок 59. Видимое движение светил.

Урок 60. Отражение света. Закон отражения света

Урок 61. Плоское зеркало.

Урок 62. Преломление света. Закон преломления света

Урок 63. Линзы. Оптическая сила линзы .

Урок 64. Изображения, даваемые линзой

Урок 65. Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» .

Урок 66. Построение изображений, полученных с помощью линз. Решение задач .

Урок 67. Глаз и зрение

Урок 68. Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления».

Урок 69. Обобщение и систематизация знаний за курс физики 8 класса

Урок 70. Подведение итогов за курс физики 8 класса.

Подробные поурочные разработки ориентированы на учителей, работающих по учебному комплекту А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» (М.: Дрофа). В то же время пособие может быть использовано и при работе по другим учебным комплектам.

Цель данного пособия — оказать методическую помощь учителям в процессе подготовки к уроку, помочь в распределении материала по урокам и его систематизации. Для каждого урока определены: тип урока, используемые технологии, формируемые УУД, оборудование для проведения демонстраций, примерное домашнее задание. В данной книге учитель может найти все, что ему необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные разработки, методические советы и рекомендации, разноуровневые контрольные работы по каждому изучаемому разделу, тестовые и проверочные задания, дополнительный материал.

Пособие имеет автономный характер — в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться и в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Педагог может заимствовать полностью предлагаемые сценарии уроков либо использовать их частично, встраивая в собственный план урока.

В качестве дополнительного материала к урокам учитель может использовать издания:

  • Горлова Л. А., Легомина С. В. Сборник задач по физике: гидростатика. 7—11 классы. М.: ВАКО.
  • Контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО.
  • Сборник тестовых заданий по физике. 8 класс / Сост. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. М.: ВАКО.
  • Сборник задач по физике. 7—9 классы / Авт.-сост. Е.Г. Московкина, В.А. Волков. М.: ВАКО.

Напишите нам в поле «Комментарии»: какие уроки Вы хотели бы увидеть на нашем сайте!

Вы смотрели: Физика 8 Перышкин. Поурочные планы. Подробное поурочное планирование по геометрии для 8 класса (УМК Перышкин и др.), ознакомительная версия. Ориентировано на работу с базовым учебником: «А.В. Перышкин. Физика 8 класс — М.: Дрофа».

Читайте также:  Как по телу ток караоке

Источник

Рубрика: Физика 8 класс

Основные темы по физике за 8 класс по учебнику Перышкина в конспектах. Включает 20 конспектов разработанных учителем физики Штирц Валентиной Александровной. И включает:

  1. Тепловое движение молекул. Температура.
  2. Внутренняя энергия.
  3. Количество теплоты.
  4. Испарение. Конденсация. Кипение.
  5. Влажность воздуха.
  6. Тепловые двигатели. КПД.
  7. Электризация тел. Электрический заряд.
  8. Электрическое поле.
  9. Строение атома.
  10. Сила тока.
  11. Напряжение.
  12. Сопротивление.
  13. Электрический ток. Источники тока.
  14. Закон Ома для участка цепи. Правила последовательного и параллельного соединения проводников.
  15. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
  16. Лампа накаливания. Электронагревательные элементы.
  17. Магнитное поле. Применение.
  18. Источник света. Прямолинейное распространение света.
  19. Отражение и преломление света.
  20. Линза.

Электрическое поле

Понятие электрического поля Электрическим полем называют особый вид материи, который существует вокруг всякого заряженного тела, и действует с силой на другое заряженное тело внесённое в него. Проведем опыт. Подвесим на нити металлическую гильзу. И сообщим ей заряд от стеклянной, положительно Читать дальше …

Линза

Понятие о линзе и их виды Линзой называют прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Существует несколько разновидностей линз, которые можно разделить на две группы. Первая группа это собирающая линза. К ней относятся плоско-выпуклая и выпукло-вогнутая. Ко второй группе Читать дальше …

Отражение и преломление света

Источники света. Прямолинейное распространение света

Понятие об источниках света В глубокой древности ученые интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие белые или чёрные? Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает. Значит он передает этим телам Читать дальше …

Магнитное поле. Применение магнитного поля

Открытие магнитного поля датским физиком Эрстедом В 11 веке уже использовали компас. В Европе компас появился в 13 веке. Магнитное поле было открыто в 1820 году датским физиком Эрстедом при помощи опыта. Он собрал цепь из источника тока, реостата и Читать дальше …

Источник



Конспект урока по физике для 8 класса «Источники тока. Электрический ток».
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Образцова Елена Александровна

Урок по физике для 8 класса , разработан с учетом требований ФГОС ООО.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Источники тока. Электрический ток» 28.34 КБ
Презентация к уроку » Источники тока. Электрический ток» 1.43 МБ
alessandro_volta.pptx 455.96 КБ
luidzhi_galvani.pptx 1.29 МБ
тест к уроку » Источники тока. Электрический ток» 238.82 КБ

Предварительный просмотр:

Электрический ток. Источники электрического тока.

Образцова Елена Александровна

МБОУ «СОШ № 59» г. Курска

Тема и номер урока в теме

Электрический ток. Источники электрического тока.

Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учреждений.

8. Цель урока: Способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач.

  • выяснить физическую природу электрического тока;
  • осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения электрического тока;
  • выяснить роль источника тока в электрической цепи, направление тока в цепи;
  • уметь объяснять принцип работы различных источников тока.
  • развивать абстрактное мышление;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации по изучаемой теме с использованием учебных текстов, компьютерных баз данных ресурсов сети Интернет.
  • расширить кругозор;
  • выработать уважительное отношение друг к другу.
  1. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, компьютерное тестирование,
  3. .Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, гальванический элемент, вольтметры, мультиметры, светодиоды, соединительные провода, электрофорная машина, электрометры, электрические лампочки на подставке, батарейки 4,5В, картошка, лук, лимоны, электроды из цинка (цинковые саморезы), меди (двухжильный медный кабель).
  4. Структура и ход урока: организационный момент, актуализация знаний и умений учащихся, формирование новых знаний, первичное закрепление материала, применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях, диагностика процесса усвоения учебного материала, домашнее задание.

2. Актуализация знаний и умений учащихся.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла

русскую пословицу: « Не стыдно не знать, стыдно не учится».

Вместе со мной сегодня вы будете физиками – теоретиками, экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.

Мы с вами поступим так же и попробуем сформулировать тему урока.

— Как вы думаете, могут ли заряды перемещаться? (Да)

— Какие заряды перемещаются? ( Любые )

Проведём эксперимент и проверим нашу гипотезу.

Беру два одинаковых электрометра. Один наэлектризую эбонитовой палочкой. Соединяю наэлектризованный электрометр с не наэлектризованным электрометром проводником. Что произойдет?

Ответ: свободные электроны стержня окажутся в электрическом поле и придут в движение к незаряженному электроскопу, и он зарядится отрицательно.

Наша гипотеза подтвердилась. Заряды могут перемещаться.

-Как называется наблюдаемое явление ( Электрический ток)

Итак, тема сегодняшнего урока:

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.

Запишите, пожалуйста, в тетради тему урока.

Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.
Цель нашего урока : выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования. Познакомится с источниками электрического тока .

-Что называется электрическим током?

Упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля называют электрическим током.

— Как вы думаете, какие частицы приходят в движение под действием электрического тока?

В других проводниках (электролитах, газах) под действием поля могут двигаться любые заряженные частицы ионы, электроны.

— Почему ток был кратковременным? ( Ослабело электрическое поле, при этом прекратилось движение заряженных частиц.)

-Что нужно для поддержания электрического тока в проводниках? ( Наличие электрического поля)

Для существования электрического тока необходимы следующие условия:

а) наличие свободных электронов в проводнике;

б) наличие внешнего электрического поля для проводника.

Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее движение зарядов, исчезает.

-Как поддерживать внешнее электрическое поле? ( С помощью источников тока)

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

Что такое источники тока? Как они работают? Какие виды источников тока существуют?

Эксперимент №1 . Предлагаю собрать цепь, состоящую из батарейки и лампочки , соединенных последовательно. Какой вывод вы можете сделать? ( Существует электрический ток (лампа горит )движение свободных электронов; наличие внешнего электрического поля(источник питания)

Источник тока — это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию.

В любом источнике тока совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц, которые накапливаются на полюсах источника.

Существуют различные виды источников тока :

-Механический источник тока. Демонстрируется опыт № 3. Действие электрофорной машины. О конструкции и принципе работы этого источника тока рассказывает физик — экспериментатор ( ).(презентация №2)

Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины , то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.

Для того , чтобы ток протекал постоянно, необходимо непрерывно вращать ручку электрофорной машины. Конечно, таким образом создавать электрический ток длительное время невозможно.

Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть место спая, то в проволоках возникнет электрический ток (рис. 45). Такой источник тока называется термоэлементом. В нём внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию. При освещении некоторых веществ, например селена, оксида меди (I), кремния, наблюдается потеря отрицательного электрического заряда (рис. 46). Это явление называется фотоэффектом. На нём основано устройство и действие фотоэлементов. Термоэлементы и фотоэлементы изучают в курсе физики старших классов.

А сейчас нам ребята расскажут об истории создания первых источников тока:

а) Луиджи Гальвани( ) презентация 2

б) Алессандро Вольта.( ) презентация 3

Источники тока , у которых разделение положительных и отрицательных зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796году в честь ученого Гальвани.

Гальванический элемент состоит из цинкового сосуда (корпуса). В корпус вставлен угольный стержень, у которого имеется металлическая крышка. Стержень помещен в полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем. В элементе используется густой клейстер , приготовленный из муки на растворе нашатыря. Цинковый сосуд с содержимым помещен в картонную коробку и залит сверху слоем смолы. При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяется положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень-положительно заряженным. Между заряженным угольным стержнем и цинковым сосудом, которые называются электродами, возникает электрическое поле. Если электроды соединить проводником, то под действием электрического поля свободные электроны придут в движение. Возникнет электрический ток.

В быту часто применяют устройства, которые можно подзаряжать многократно – Аккумуляторы.

Аккумулятор – химический источник тока многоразового действия. Если поместить в раствор соли два угольных электрода, то гальванометр не показывает наличие тока. Если же аккумулятор предварительно зарядить, то его можно использовать в качестве самостоятельного источника тока. Существуют различные типы аккумуляторов : кислотные и щелочные . В них заряды разделяются так же в результате химических реакции . Электрические аккумуляторы используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей .

Аккумулятор (от лат. – Собиратель) – устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.

5 Минутка отдыха.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

Переплетите пальцы рук.

Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»

Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?

Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».

У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Вернёмся к теме сегодняшнего урока. Как она звучит?

Попробуем получить источники тока из того, что лежит у вас на столах. И объяснить наблюдаемые явления. В конце всех экспериментов нужно сделать общий вывод.

Закрепление нового материала

6 Экспериментальные задания.

Итак, попробуем самостоятельно собрать источник тока.

Для этого разделитесь на группы по 4-5 человек. У каждой группы на столе свой набор, описание эксперимента.

Проведите эксперимент и объясните явление. Результаты занесите в тетрадь.

К клеммам вольтметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к концу второго цинковую пластину. Пластины воткните в картофелину. Что произошло с вольтметром? Объясните наблюдаемое явление.

Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

К клеммам вольтметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к концу второго цинковую пластину. Пластины воткните в лимон. Что произошло с вольтметром? Объясните наблюдаемое явление.

Ответ: фрукты содержат в себе слабые растворы кислот, а разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Задание 3. Возьмем 3-4 картофелина , соединим их медной проволочкой . В одну из них воткнем оцинкованный шуруп , а в другую- кусок медного провода. Медный электрод соединим с положительным контактом светодиода, а оцинкованный шуруп с отрицательным. Светодиод загорится. Объясните эксперимент.

Пять оцинкованных шурупов завернутых в вату на которые аккуратно намотана медная проволока, соединены последовательно ( медь к цинку, цинк к меди). К контактам данной цепи подключен светодиод. Когда на вату попадает сок лимона, светодиод начинает светится. (Можно заменить уксусом, эффект такой же). Объясните данный опыт.

Обсуждение ответов каждой группы.

Каждая группа записывает результаты своего эксперимента в тетрадь. Делает вывод.

— Что вы обнаружили в каждом из опытов

— Что такое электрический ток.

-Условия существования электрического тока.

— Что вы изготовили в каждом опыте (гальванический элемент, источник тока)

— Что общего между всеми опытами. (Различные водные растворы проводят электрический ток, в результате химических реакций. В результате химической реакций внутренняя энергия преобразуется в электрическую.)

— Что является носителями заряда в экспериментах ( ионы + -)

Вывод из серии экспериментов: Мы изготовили источники тока, гальванические элементы. В них внутренняя энергия, которая образуется в результате химической реакций преобразуется в электрическую. Возникает электрический ток. Носителями зарядов в растворах являются + — ионы, которые образуются в результате распадов молекул.

5. Работа с учебником:

Откройте учебники на с. 95. На рис 44-48 рассмотрите различные источники тока, найдите информацию и заполните таблицу.

Источник

Урок по физике в 8-м классе. Тема: «Электрический ток. Источники тока»

Разделы: Физика

Цели урока:

Обучающие:

  1. Закрепить знания по предыдущим темам.
  2. Сформировать одно из основных понятий электродинамики – электрический ток.
  3. Воспитание исследовательских навыков личности.
  4. Расширить межпредметные связи.

Развивающие:

  1. Развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы.
  2. Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся.
  3. Расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к физике;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения.
  2. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности.
  3. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • прибор для демонстрации электрических полей;
  • электрофорная машина;
  • термоэлемент;
  • фотоэлемент;
  • элемент Вольта;
  • гальванический элемент;
  • генератор;
  • графопроектор;
  • трансформатор;
  • виток провода с лампой на 3,5 В;
  • ТСО, мультимедийный проектор для демонстрации презентации;

Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:

  • информационная технололгия;
  • личностно-ориентированное обучение (беседа — ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решение проблемного вопроса).

Система принципов:

  • последовательность,
  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • доступность,
  • научность,
  • связь теории с практикой.

I. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Что же такое электрическое поле: (имеются записи в тетрадях). Устные комментарии учителя или учеников.

1). Вид материи, существующий в пространстве около заряженных тел. 1) Материя может существовать в двух формах: вещества и поля. Вещество ощущаем непосредственно органами чувств, поле — опосредованно, через что-либо.
2). Поле материально, существует независимо от нас. 2) (а) Радиоволны — электромагнитные поля. Они распространяются в пространстве.

Как можно “увидеть” электрическое поле?

С помощью наших органов чувств это невозможно. Нам помогут мелкие частицы (манка), насыпанные в машинное масло и помещенные в сильное электрическое поле.

Опыт 1 ( Используется прибор для демонстрации спектров электрических полей).

Беру кювету с маслом и манкой, размешаю на графопроекторе, подвожу напряжение от “Разряда”к электродам. На электродах появились разноименные заряды. Что видим, как это объяснить?

Ученик: Вокруг электродов существует электрическое поле, крупинки манки наэлектризовались и под действием поля начали располагаться по определенным линиям, т.к. поле действует на крупинки с силой.

Учитель: Крупинки выстраиваются по силовым линиям электрического поля, отражая его “картину”. Там, где линии гуще — поле сильнее, реже — слабее. Линии тянутся друг к другу, значит, поля разноименные.

Дидактический момент: обобщение; краткий учет знаний.

Приемы: экспресс — опрос; опыт на догадку.

Экспресс-опрос.

Вопрос 1. Что такое электрическое поле?

Вопрос 2. Как на опыте показать, что электрический заряд делится на части?

Вопрос3. Почему при электризации трением на телах появляются равные по абсолютному значению, но противоположные по знаку заряды?

Вопрос 4. Почему при заземлении почти весь заряд тела уходит в землю? Опыт 2: учитель включает в сеть трансформатор. В его обмотках движутся заряды, вокруг которых, как уже нам известно, создаётся электрическое поле. Берется виток провода с лампой. Виток не подключен к сети. Подносится к трансформатору. Вопрос учащимся: Почему лампа светится, ведь она не включена в электрическую сеть? Ожидаемый ответ: ученика: Вокруг обмоток трансформатора существует электрическое поле, которое действует на заряды в витке силой, приводит заряды в движение, через лампу течет ток, лампа светится. Поле материально. Электрическое поле существует! В ходе этапа повторения учащиеся высокой степени обученности решают задачи по карточкам (приложение 1).

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (используется приложение — презентация)

Опыт 3: берётся два электроскопа с прикреплёнными большими шарами, один из которых наэлектризован. При помощи проводника соединим их между собой. Заряженный электроскоп теряет заряд, а ненаэлектризованный приобретает заряд. Учащимся задаётся вопрос: “Почему это происходит?” и совместно делается вывод: заряд одного шара уменьшился, а другого увеличился потому, что переместились электрические заряды в проводнике, которым мы соединили шары. Подводится итог опыта: течение электрических зарядов по проводнику назвали электрическим током.

Даётся определение: Электрическим током называется упорядоченное направленное движение заряженных частиц (слайд 1). Течение тока можно сравнивать с течением воды (слайд 2). Электрический ток в нашем опыте был кратковременным, чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо поддерживать в нём электрическое поле. Решение проблемы. Как получить ток, который существовал бы длительное время? Для этого на шарах электроскопа необходимо пополнять непрерывно уходящие заряды (слайд 3). С этой целью придуманы специальные приборы, получившие название источников тока. Во всех источниках выполняется работа по разделению зарядов и их накопление на полюсах источника тока. Один полюс источника тока заряжается положительно, другой – отрицательно. Между полюсами создаётся электрическое поле. Таким образом, в источнике тока происходит превращение какой-либо энергии в энергию электрического поля. Опыт 4: с электрофорной машиной и генератором переменного тока. Делается вывод, что внутри источника механическая энергия преобразуется в энергию электрического поля, внутренняя энергия может превращаться в электрическую.

Опыт 5: с термопарой. Если две проволоки, изготовленные из равных материалов, спаять, а затем нагреть спаянное место, то в проволоках возникнет электрический ток, который регистрируем с помощью гальванометра. Опыт 6: с фотоэлементом. Световая энергия превращается в электрическую. Опыт 7: с элементом Вольта. Химическая энергия превращается в электрическую. Раствор серной кислоты, два электрода, цинковый (заряженный отрицательно) и медный (заряженный положительно). Для практического применения элемент Вольта заменяют гальваническим элементом. Гальванические элементы состоят: цинковый сосуд, угольный стержень, помещённый в полотняный мешочек, заполненный смесью оксида марганца (IV) с углём, имеется густой клейстер, приготовленный из муки на растворе нашатыря. К гальваническим источникам тока относятся аккумуляторы (аккумулятор – накопитель). Свинцовые аккумуляторы состоят из двух свинцовых пластин (электродов), помещённых в раствор серной кислоты. Есть железоникелевые (щелочные) аккумуляторы. В них используется раствор щелочи, а пластины состоят: одна – из прессованного железного порошка, другая – из пероксида никеля. Аккумуляторы надо заряжать от источника постоянного тока. В результате химической реакции один электрод заряжается положительно, другой – отрицательно. Итак, назовём все известные нам источники тока. Делается вывод (слайды 4-7). Где применяются гальванические элементы и аккумуляторы (слайд 8)?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Выступление учащегося об открытии итальянского врача Луиджи Гальвани.

Выступление учащегося о наблюдении электрических явлений в живой природе.

Мини – тест (приложение 2: А.В.Постников. Проверка знаний учащихся по физике. Задания I-V11, варианты 1; 2).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Дидактический момент: подведение итогов. Прием: учет верных ответов учащихся за урок с последующим обобщением; выставление оценок.

Дидактический момент: домашнее задание. Прием: запись параграфов в дневник с доски: §32 (А.В.Перышкин. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. 4-е издание. Москва. Дрофа. 2005).

Источник